КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Иосия

Иосия (yōʼ(w)šiyyāh(û); имя, вероятно, означает: "даст (дарует) Господь" или "поддержит (укрепит) Господь"), царь Иудеи в 640/639-609/608 гг

Иосия ((w)šiyyāh(û); имя, вероятно, означает: "даст (дарует) Господь" или "поддержит (укрепит) Господь"), царь Иудеи в 640/639-609/608 гг.; возведен на трон в восьмилетнем возрасте "народом земли", т. е. полноправными иудейскими землевладельцами, после того, как его отец, иудейский царь Аммон (môn), был убит своими приближенными (4 Цар 21. 24; 2 Пар 33. 25); царствовал 31 год (4 Цар 22. 1; 2 Пар 34. 1). Имя матери: Иедида (yəîāh), дочь Адаии (āyāh), из Боцкафы (bozqaṯ) (4 Цар 22:1).

Расширение границ Иудеи. Царствование Иосии совпало с резким ослаблением Ассирийского царства. В 627 г. в Ассирии начинается гражданская война. В 627/626 г. против нее вспыхнуло восстание в Вавилоне во главе с халдейским князем Набопаласаром; к 616 г. последний овладевает всей Вавилонией. Мидия и халдейский Вавилон атакуют центральные города Ассирии: в 614 году мидийское войско царя Киаксара (625/624-585/584) захватывает Ашшур, в 612 под ударами мидийцев и вавилонян пала столица Ассирии Ниневия, а в 610 Набопаласар (626-605) захватил Харран. Пользуясь политической обстановкой, царь Иосия значительно расширяет границы Иудеи на север, овладев обширными территориями бывшего Израильского (Северного) царства (4 Цар 23. 15-20: Вефиль и "города Самарии" (см.: Finkelstein, Silberman; Cogan); 2 Пар 34. 6-7: "города Манассии, Ефрема... и до Неффалима" (ср.: Na'aman)). Под контролем Иудеи оказываются также значительные области Филистии, включая прибрежную зону (см.: Naveh. 1960, 1962; Gophna). Археологические раскопки фиксируют поселения иудеев в оазисах Эн-Фешха и Эн-Геди (см.: Mazar, Dunayewski; Mazar. P. 224) на берегу Мертвого моря, возникшие в этот период. При Иосии значительно расширился Иерусалим (особенно в западном направлении); в частности, здесь появились новые кварталы Мишне и Махтеш (ср. 4 Цар 22. 14 и 2 Пар 34. 22; Соф 1. 10-11), где проживал по преимуществу ремесленный и торговый люд, а на западных склонах города возводится новая стена (Weinfeld, Sperlimg. Р. 457).

Религиозная реформа. Выдающееся место в деятельности царя Иосии занимает его религиозная реформа, в результате которой в иудейском обществе в целом утверждается монотеизм<#whitespace />и устанавливается единый централизованный культ Господа в Иерусалимском храме, очищенный от элементов язычества. (Судя по 4 Цар 18:4-7 и 2 Пар 29-31, веком ранее аналогичных результатов пытался достичь в ходе своей религиозно-реформаторской активности иудейский царь Езекия ((yə)ḥizqiyyāh(û)).) В Библии засвидетельствованы две версии, описывающие религиозные преобразования Иосии: рассказ т. н. Девтерономического историка в 4 Цар 22. 1-23. 28 и сообщение т. н. Хрониста во 2 Пар 34.1-35. 19. Согласно первому тексту, в 18-й год правления Иосии, т. е. в 622/621 г., во время ремонтных работ в Иерусалимском храме (ср. рассказ 4 Цар 12 об аналогичных работах, инициированных иудейским царем Иоасом (yəhô'āš) двумя веками ранее) первосвященник Хелкия (ḥilqiyyāhû) обнаружил "Книгу Закона (букв. "Учения")", называемою также "Книгой Завета" (4 Цар 23. 2-3, 21; см. также 2 Пар 34. 30-31). Именно ее содержание побудило Иосию к глубоким религиозным преобразованиям в стране, осуществленным в том же году его правления. Царь и "весь народ" заключили пред Господом Договор (т. е. обновили Завет), обязуюсь следовать слову Господа и соблюдать его законы, засвидетельствованные в "Книге Закона/Завета"; по повелению царя Иерусалимский храм был очищен от элементов и предметов ханаанейской обрядности и астральных культов; по всей стране запрещались не только языческие служения жрецов-идолопоклонников и истреблялась соответствующая культовая атрибутика и символика, но и осквернялись жертвенные высоты, на которых совершали служения иудейские священники (это подтверждают и археологические раскопки; в частности, вероятно, именно тогда было разрушено святилище в Араде, существовавшее здесь с X в. (см.: Aharoni; Horn. P. 138-139; cp.: Herzog)); был разрушен жертвенник в Бет-Эле и капища высот в городах Самарии, т. е. крупнейшие культовые центры северных колен; царь истреблял также медиумов, вызывающих духов предков, и ведунов. Реформа увенчалась публичным празднованием Пасхи в Иерусалиме в соответствии с предписаниями обнаруженной в Храме "Книги Закона/Завета" (ср. рассказ 2 Пар 30 об общенародном праздновании Пасхи в Иерусалиме, устроенном по указанию царя Езекии, на которое были приглашены и представители северных колен). Такое централизованное празднование Пасхи согласуется с предписанием т. н. Девтерономического кодекса во Втор 16. 2, 5-6 (ср. установления в Исх 12. 1-14 [т. н. Священнический кодекс] и 21-23 [источник Яхвист-Элохист], согласно которым пасхальная жертва приносится дома, в семейном кругу).

Текст 2 Пар 34. 1-35. 19 (автор которого явно знаком с версией Девтерономического историка в 4 Цар 22. 1-23. 28) позволяет выделить три этапа в религиозно-реформаторской деятельности царя Иосии: 1) в 8-й год своего царствования (622/621 г.) юный царь начал "искать Бога Давида" (34. 3); 2) в 12-й год своего правления (628/627 г.) Иосия уничтожил идолопоклоннические жертвенники и объекты в Иерусалиме, Иудее и "по всей земле Израиля" (34. 4-7); 3) "очистив страну и Дом", т. е. Храм (2 Пар 34:8; в отличие от версии Девтерономического историка в 4 Цар 23 подробности очищения Святилища в Иерусалиме Хронист не приводит; ср. сообщение 2 Пар 33. 15-16 об очищении Храма дедом Иосии, царем Манассией (mənaššeh), после его раскаяния), Иосия в 18-й год своего правления (622/621 г.) предпринимает ремонтные работы в Иерусалимском храме, в ходе которых первосвященник Хелкия обнаруживает "Книгу Учения Господа, (написанную) рукой Моисея"; ознакомившись с содержанием Книги, царь заключает договор пред Господом, обязуясь соблюдать записанные в ней законы, и справляет в Иерусалиме Пасху и Праздник опресноков в течение семи дней. Иосия утверждает постоянное пребывание Ковчега Завета в Храме (35. 3). По его указанию учреждаются свяшеннические череды в соответствии с предписаниями Давида и Соломона (35. 3-5, 10).

Книга Закона. Большинство исследователей, сторонников "документальной гипотезы" происхождения Пятикнижия, отождествляют "Книгу Закона", обнаруженную первосвященником Хелкией в Иерусалимском храме в 622/621 г., с кн. Второзаконие, призывающей к очищению монотеистического культа от языческой обрядности и к его централизации "в месте, которое изберет Господь", т. е. в Иерусалиме (ср., однако, текст Втор 27:4-8, содержащий повеление возвести жертвенник на горе Гевал ('êḇāl));<#whitespace />или же с Девтерономическим кодексом (Втор 12-26); либо с текстами Втор 5-26 или 5-28 (Браулик; см. далее ст. Пятикнижие). Однако, например, искореняя древнейший и широко распространенный в обществе культ духов предков и истребляя (букв. "сжигая") медиумов и ведунов, Иосия, судя по тексту 4 Цар<#whitespace />23. 24, сообразуется, скорее, с законами, засвидетельствованными в Священническом кодексе и требующими их истребления (Лев 20. 6; ср. также, например, 1 Цар 28. 9), побития их камнями (Лев 20. 27), нежели с указанием Втор 18:11-12, предполагающим изгнание таковых из среды народа. Существует точка зрения, согласно которой под "Книгой Закона" может подразумеваться все Пятикнижие (ср. 4 Цар 23:25, где говорится, что Иосия "обратился к Господу... в соответствии со всем Законом Моисея (kkl twrt mšh)"); в результате проведения царем Иосией религиозных преобразований на территории северных колен оно было воспринято и предками самаритян (см.: Шифман). Высказывается также умозрительное предположение о том, что рассказ об обнаружении "Книги Закона" во время ремонтных работ в Иерусалимском храме не имеет исторической основы (см.: Diebner, Nauerth).

Значение и последствия религиозно-реформаторской деятельности Иосии. Об успехе религиозной реформы Иосии красноречиво свидетельствуют т. н. лахишские письма, написание которых надежно датируется кануном падения Иерусалима под ударами вавилонян в 586 г. В текстах встречаются 22 антропонима, из них 14 содержат Имя Господа äåäé, YHWH в сокращенной форме; ни одно из имен собственных не содержит наименования какого-либо языческого божества (Horn. P. 139-141). С другой стороны, как свидетельствуют пророки Иеремия и Иезекииль, отдельные группы в Иудее и египетской диаспоре определенное время все еще продолжали совершать некоторые языческие обряды (ср. Иер 7. 18; 44. 15, 17-19, 25; Иез 8:5-16), заявляя даже, что бедствия обрушились на иудеев именно после того, как они прекратили поклоняться языческим божествам (Иер 44. 18; ср. также т. н. элефантинские папирусы (в.)).

Установление монотеистического централизованного культа Господа в Иерусалимском храме в ходе религиозной реформы Иосии сыграло значительную роль в истории еврейского народа. Переселенные в нач. VI в. до н. э. в Вавилонию жители Иудеи, а также присоединившиеся к ним представители северных колен, в подавляющем большинстве уже не мыслили должным образом совершающего Богослужения вне Иерусалимского храма.<#whitespace />Это консолидировало народ в изгнании и способствовало возвращению его на родину. В Израильском царстве единый централизованный культ Господа отсутствовал, и это, вероятно, стало одной из основных причин того, что северяне в большинстве своем не вернулись из изгнания на родину.

Официальное опубликование в ходе религиозной реформы царя Иосии "Книги Закона", в которой засвидетельствовано слово Божье, явилось основополагающим моментом в процессе формирования Священного Писания иудеев; она получает статус священной и с "записанным в этой Книге" должна отныне сообразовываться религиозная жизнь каждого иудея и всей страны. Дабы корректно соблюдать "весь Закон Моисея" (4 Цар 23:25), его следует должным образом знать - изучение Закона становится составной частью его исполнения. В результате, в эпоху вавилонского плена и Второго Храма в иудейской среде появляются религиозные ученые и писцы; к Закону, опубликованному и освященному при Иосии, присоединяются другие документы, идет процесс составления, обработки и канонизации библейских книг. (Ср.: Weinfeld, Sperlimg. P. 458.)

Гибель Иосии. Оценка его деятельности в Библии. Иосия погиб в 609/608 г. Большинство исследователей предполагают следующий ход событий (см., например: Malamat; Cogan, Tadmor): фараон 26-й династии Нехао (nəḵōhII (ок. 609-594), вероятно, стремясь предотвратить полное уничтожение Ассирийского государства, чтобы противопоставить его все более усиливающейся Вавилонии, двинулся со своим войском "путем моря" на помощь ассирийцам, пытавшимся в это время отбить у вавилонян город Харран в верховьях Евфрата (в Сев. Сирии). Иосия, вероятно, имея какие-то договоренности с Вавилонией, выступил со своим войском наперерез египетской армии и подошел к Мегиддону (məḡiddô). В битве с Нехао Иосия был смертельно ранен и скончался. Погребен он был в Иерусалиме, "в гробницах отцов своих" (см.: 4 Цар 23. 29-30; 2 Пар<#whitespace />35:20-24). Впрочем, в версии Девтерономического историка сама "битва" не упомянута, а сказано лишь, что царь Иосия "вышел навстречу" фараону, "а тот умертвил его в Мегиддоне, когда увидел его" (4 Цар 23. 29). В этой связи высказывается такое предположение (см.: Nelson. P. 188): Иосия вышел из контролируемого им хорошо укрепленного Мегиддона навстречу Нехао как к своему союзнику, чтобы поприветствовать его и открыть проход египетскому войску. Однако фараон пожелал завладеть этой имеющей стратегическое значение крепостью, расположенной на пути из Египта в Месопотамию, и предательски убил Иосию, поместив затем в Мегиддоне свой гарнизон.

Согласно Хронисту (2 Пар<#whitespace />35. 24-25), любовь народа к царю Иосии выразилась в обилии плачевных песен, сочиненных и пропетых в воспоминание о нем в Иерусалиме и по всей Иудее; среди них была и плачевная песнь пророка Иеремии (ср. Ирм 22:10; Плач 4:20). Эти сочинения были включены в недошедшую до нас книгу Плачевных песен. Кн. пророка Иеремии свидетельствует о том, что Иосия "вершил правосудие и справедливость", "разбирал дела угнетенного и бедного" (22. 15-16), а Девтерономический историк утверждает, что "подобного ему не было царя прежде него... и после него не вставал подобный ему" (4 Цар 23. 25; аналогично характеризуется царь Езекия в 4 Цар 18. 5). Возможно, создатель кн. Иов, истории пострадавшего праведника, учитывал и трагическую судьбу благочестивого иудейского царя Иосии. Деятельность Иосии оценивалась иудейской традицией крайне высоко века спустя (ср.: Сир 49. 1-3).

ИРТантлевский

 

 

Лит.: Cross F. M., Freedman D. N. Josiah's Revolt against Assyria // JNES. 1953. Vol. 12. P. 56-58; Naveh J. A Hebrew Letter from the Seventh Century // IEJ. 1960. Vol. 10. P. 129-139; idem. The Excavations at Meqad flashavyahu - Preliminary Report // IEJ. 1962. Vol. 12. P. 89-113; Mazar B., Dunayewski M. En-Gedi, Third Season of Excavations. Preliminary Report // IEJ. 1964. Vol. 14. P. 121-130; Mazar B. En-Gedi // Archaeology and Old Testament Study. Ed. D. W. Thomas. Oxford, 1967. P. 223-230; Gophna R. Some Iron Age II Sites in Southern Philistia // Atiqot. 1970. Vol. 6 (Hebrew Series). P. 25-30 (Hebrew), P. 3 (English summary); Claburn W. E. The Fiscal Basis of Josiah's Reforms // JBL. 1973. Vol. 92. P. 11-22; Malamat A. Josiah's Bid for Armageddon: The Background of the Judean-Egyptian Encounter in 609 B. C. // JANES. 1973. Vol. 5. P. 267-280 (Gaster Festschrift); McKay J. W. Religion in Judah under the Assyrians 732-609 B. C. SNT n.s. 26. London. 1973; Aharoni Y. Arad // EAEHL. 1975. Vol. 1. P. 84-86; Lundbom J. R. The Law Book of the Josian Reform // CBQ. 1976. Vol. 38. P. 293-302; Würthwein E. Die josianische Reform und das Deuteronomium // ZKT 1976. Bd. 73. S. 395-423; Dietrich W. Josia und das Gesetzbuch (2 Reg. XXII) // VT. 1977. Vol. 27. S. 13-35; Hollenstein H. Literarkritische Erwägungen zum Bericht über die Reformmassnahmen Josias 2 Kön. 4ff. // VT. 1977. Vol. 27. S. 321-336; Rose M. Bemerkungen zum historischen Fundament des Josia-Bildes in II Reg. 22f. // ZAW. 1977. Bd. 89. S. 50-63; Mayes A. D. H. King and Covenant: A Study of 2 Kings Chs 22-23 // Herm. 1978. Vol. 125. P. 34-47; Nelson R. D. Josiah in the Book of Joshua // JBL. 1981. Vol. 100. P. 531-534; Scharbert J. Jeremia und die Reform des Joschija. P. 40-57 // Le Livre de Jeremie. Ed. Bogaert P.-M. BETL 54. Louvain. 1981; Delcor M. Réflexions sur la Pâque du temps de Josias d'après 2 Rois 23, 21-23 // Hen. 1982. Vol. 4. P. 205-219; Williamson H. G. M. The Death of Josiah and the Continuing Development of the Deuteronomic History // VT. 1982. Vol. 32. P. 242-248; idem. Reliving the Death of Josiah: A Reply to C. T. Begg // VT. 1987. Vol. 37. P. 9-15; Begg C. T. Realpolitik in Judah (687-609 B. C. E.). P. 177-189 // Scripture in Context II / Eds. W. W. Hallo, J. C. Moyer, L. C. Perdue. Winona Lake, IN. 1983; idem. The Death of Josiah in Chronicles: Another View // VT. 1987. Vol. 37. P. 1-8; Christensen D. L. Zephaniah 2:4-15: A Theological Basis for Josiah's Program of Political Expansion // CBQ. 1984. Vol. 46. P. 669-682; Diebner B. J., Nauerth C. Die Inventio des sefaer hattôrāh in 2 Kön 22 // DBAT. 1984. Bd. 18. S. 95-118; Levin C. Joschija im deuteronomistischen Geschichtswerk // ZAW. 1984. Bd. 96. S. 351-371; Cogan M., Tadmor H. II Kings. A New Translation and Commentary. NY. 1988. P. 277-302; Horn S. H. The Divided Monarchy. The Kingdoms of Judah and Israel // Ancient Israel. Ed. H. Shanks. Washington, DC., 1988. P. 137-143; Althann R. Josiah (person) // ABD. 1992. Vol. 3. P. 1015-1018; Weinfeld M. Deuteronomy 1-11. A New Translation and Commentary. NY-Toronto. 1991. P. 65-84; Laato A. Josiah and David Redivivus: The Historical Josiah and the Messianic Expectations of Exilic and Postexilic Times. Stockholm. 1992; Ahlström G. W. The History of Ancient Palestine from the Palaeolithic Period to Alexander's Conquest / Ed. D. Edelman. Sheffield. 1993. P. 754-781; Japhet S. I and II Chronicles: A Commentary. Louisville. 1993. P. 1015-1059; Knoppers G. N. Two Nations Under God: The Deuteronomistic History of Solomon and the Dual Monarchies. Vol. 2: The Reign of Jeroboam, the Fall of Israel, and the Reign of Josiah. Atlanta. 1994; Handy L. K. The Role of Huldah in Josiah's Cult Reform // ZAW. 106. 1994. P. 40-53; Eynikel E. The Reform of King Josiah and the Composition of the Deuteronomistic History. Leiden, 1996; Smyth F. When Josiah Has Done His Work or the King is Properly Buried: A Synchronic Reading of 2 Kings 22.1-23.28 // Israel Constructs Its History: Deuteronomistic Historiography in Recent Research. Sheffield. 2000. P. 343-358; Finkelstein I., Silberman N. A. The Bible Unearthed: Archaeology's New Vision of Ancient Israel and the Origin of its Sacred Texts. NY. 2001. P. 345-353; Sweeney M. A. King Josiah of Judah. The Lost Messiah of Israel. Ox.-NY, 2001; Zevit Z. The Religions of Ancient Israel. A Synthesis of Parallactic Approaches. L.-NY. 2001. P. 473-479; Herzog Z. The Date of the Temple at Arad: Reassessment of the Stratigraphy and the Implications for the History of Religion in Judah // Studies in the Archaeology of the Iron Age. Ed. A. Mazar. Sheffield. 2001. P. 156-178; Jonker J. Reflections of King Josiah in Chronicles: Late Stages of the Josiah Reception in 2 Chr 34f. Ed. Ch. Hardmeier. Gütersloh. 2003; Cogan M. A Slip of the Pen? On Josiah's Actions in Samaria (2 Kings 23:15-20) // Sefer Moshe. The Moshe Weinfeld Jubilee Volume. Studies in the Bible and Ancient Near East, Qumran, and Post-Biblical Judaism. Winona Lake, Ind. 2004. P. 3-8; Na'aman N. Josiah and the Kingdom of Judah // Good Kings and Bad Kings. Ed. L. L. Grabbe. L., 2005. P. 189-247; Davies P. R. Josiah and the Law Book // Good Kings and Bad Kings. Ed. L. L. Grabbe. L., 2005. P. 65-77; Шифман И. Ш. Ветхий Завет и его мир. М. 20062. С. 86-92; Weinfeld M., Sperlimg S. D. Josiah // EJ. 20062. Vol. 11. P. 457-459; Тантлевский И. Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. СПб., 20072<#whitespace />C. 314-324; Браулик Г. Книга Второзакония // Введение в Ветхий Завет. Ред. ЭЦенгер. М., 2008. С. 188-189; Ben-Dov J. Writing as Oracle and as Law: New Contexts for the Book-Find of King Josiah // JBL. 2008. Vol. 127. P. 223-239.

 

 

 


Теги:  христианство, Ветхий Завет, иудаизм
Дисциплина:  Религиоведение
Авторы:  Тантлевский И. Р.