КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Нагарджуна

НАГÁРДЖУНА (санскр

Нагáрджуна (I? III? вв.) – буддийский философ и религиозный деятель Юж.ной Индии, принесший, согласно легенде, из подводного царства змееподобных духов-наг сутры праджняпарамиты, давшие начало махаяне. Создав трактаты, раскрывающие изложенные в этих сутрах понятие пустоты, Н. стал основоположником мадхьямаки (первой из двух основных философских школ махаяны). Свою центральную идею – понимание пустоты как «взаимозависимого возникновения» (а это основа учения, изложенного Буддой в первой же его проповеди) – Н. формулирует уже во вводной строфе своего главного произведения, «Муламадхьямака-карики»:

Простираюсь перед совершенным Буддой,

кто открыл [нам] взаимозависимое возникновение:

нет ни пресечения, ни рождения, ни прекращения, ни постоянства,

ни прихода, ни ухода, ни различий, ни единства.

[Так] умиротворяются умопостроения и [обретается] покой [нирваны].

Говоря «нет», Н. имеет в виду, что нет ничего самосущего, поскольку все явления существуют только во взаимозависимости. Эта идея очень близка современной научной парадигме.

В кит. и тиб. переводах сохранилось еще ок. 200 приписываемых ему трудов. Некоторые из них датируются столетиями позже, и традиция считает, что он прожил шесть веков, добыв алхимический эликсир бессмертия, и умер, лишь потому, что пожертвовал свою голову просителю. Н. был монахом школы махасангхика, он также входит в число 84 махасиддх, основоположников ваджраяны. Рассказывают также, что в бытность настоятелем монастырского университета Наланда, Н. изгнал из него 8000 монахов, которые нарушали устав. Некоторые современные исследователи предполагают, что было несколько авторов с таким именем.

Н. считается наиболее выдающимся мыслителем буддизма после Будды, его труды имеют безоговорочный авторитет и изучаются во всех школах северного и дальневосточного буддизма и сегодня.

Соч.: Андросов В. П. Буддизм Нагарджуны: Религиозно‑филос. трактаты. М., 2000; он же. Учение Нагарджуны о Срединности. М., 2006; Kalupahana D. Mūlamadhyamakakārikā of Nāgārjuna: The Philosophy of the Middle Way. Delhi: Motilal Banarsidass, 2005.

Лит.: Lindtner Ch. Nāgārjuniana. Studies in the Writings and Philosophy of Nāgārjuna. Copenhagen, 1982; Ramanan K. V. Nāgārjuna’s Philosophy. Delhi, 1978; Tola F., Dragonetti C. On Voidness. A Study on Buddhist Nihilism. Delhi, 1995. (Также см. лит. к статье Мадхьямака).

А. А. Терентьев


Теги:  религии Индии
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы: 
Терентьев А. А.