КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Баопу-цзы

БАОПУ-ЦЗЫ (Мудрец, объемлющий первозданную простоту) --

БАОПУ-ЦЗЫ (Мудрец, объемлющий первозданную простоту) --

1.   Псевдоним даосского алхимика, медика и философа Гэ Хуна (см.).

2.   Название основного произведения, написанного Гэ Хуном.

 Трактат БПЦ был написан Гэ Хуном в 317 г. Он состоит из двух разделов, которые первоначально задумывались в качестве самостоятельных произведений. Первый раздел называется "внутренними (или эзотерическими) главами" (нэй пянь), а второй – "внешними (или экзотерическими) главами" (вай пянь). Первый раздел посвящен чисто даосской тематики: учению о Дао—Пути, алхимии и иным методам обретения бессмертия, медицине, магии, астрологии и другим оккультно-магическим темам, что делает БПЦ не только важным религиозно-философским памятником даосизма, но и важным источником для изучения истории науки в Китае.

Согласно учению БПЦ, человек может достичь физического бессмертия и святости, проявляющейся в сверхъестественных способностях, посредством определенной религиозной практики (гимнастических и дыхательных упражнений, сексуальной практики, созерцания) и алхимии (ляньдань шу, цзинь дань). Вместе с тем Гэ Хун отрицал возможность бессмертия души как особой отличной от тела духовной субстанции. Теоретической основой алхимии БПЦ является признание универсального единства мира, наличие всеобщей связи всех его явлений и базового характера перемен и трансформаций единой субстанции (ци). БПЦ признает веру в возможность трансмутации металлов и получения искусственного золота, одновременно являющегося эликсиром бессмертия. Роль такого эликсира , согласно БПЦ, могли играть и другие вещества, в первую очередь, киноварь. БПЦ помимо обширного эмпирического материала в области химии содержит также ценные сведения по традиционной китайской медицине и фармакологии. Элементы научных знаний тесно переплетены в философском учении БПЦ с магией, оккультизмом и астрологией.

Онтологическое учение БПЦ основано на учении о Дао как о "сокровенной" (сюань) первооснове всего сущего, порождающей эмпирический мир и проявляющейся в конкретных вещах, в т.ч. теле человека, в качестве "Истинного Единого" (чжэнь и). Созерцание "Истинного Единого" – важный элемент религиозной практики, связанной с учением о парафизиологических структурах человеческого организма – "киноварных полях" (дань тянь), своеобразных резервуарах жизненной силы. Гэ Хун сочетал даосское учение с социальной доктриной конфуцианства, изложению которой посвящены "внешние главы" БПЦ. В полемике с даосским вольнодумцем Бао Цзинъянем Гэ Хун с конфуцианских позиций отстаивает вечность и незыблемость сословного неравенства, сакральный характер монархической власти и государства.

Разработанное в БПЦ учение о бессмертии оказало сильное влияние на развитие доктрин средневекового даосизма и традиционных форм естествознания, а наличие в БПЦ перечня всех известных Гэ Хуну даосских сочинений позволяет отнести его к предшественникам составителей "Даосского канона" (Дао цзан).

 Литература: Торчинов Е.А.Трактат Гэ Хуна “Баопу-цзы” как источник по изучению даосизма периода Лю-чао// Актуальные проблемы изучения истории религии и атеизма. Л., 1980; он же. Основные направления эволюции даосизма в период Лючао (по материалам трактата Гэ Хуна “Баопу-цзы”)// Дао и даосизм в Китае. М., 1982; он же Учение Гэ Хуна о Дао: человек и прнирода// Проблема человека в традиционных китайских ученеиях. М., 1983; он же. Тексты по искусству “внутренних покоев” (эротология Древнего Китая). Трактат Гэ Хуна “Баопу-цзы” и “искусство внутренних покоев” / / Петербургское востоковедение. Альманах. Вып. 4. Спб., 1993; он же. Даосизм. Опыт историко-религиоведческого описания. Спб., 1993 (2-е изд.: СПб., 1998). С. 189-191; Alchemy, Medicine and Religion in the China of A.D. 320. The Nei P’ien of Ko Hung. Translated and edited by James R. Ware. N.Y., 1966 (2 nd edition - 1981); Schmidt F.-R. Die magische Rustung. Naturbilder aus dem Pao-p’u tzu Nei-p’ien des Ko Hung (283-343)// Europaische Hochschulschriften. Reihe XXY11, Asiatische und Afrikanische Studien. Bd. 54. Frankfurt am Main, 1996.

 


Теги:  философия и религии Китая
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы:  Торчинов Е. А.