КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Лао-Цзы

ЛАО-ЦЗЫ "Престарелый мудрец", "Престарелый младенец"—древнекит

ЛАО-ЦЗЫ "Престарелый муд­рец", "Престарелый младенец"—древнекит. философ, к-рому приписывается авторство на классич. даос. филос. трактат "Дйо дэ цзин". Совр. наука подвергает сомнению историчность Л.-ц., тем не менее в науч. лит-ре он часто определяется как осново­положник даосизма. Согласно сведениям, сообщаемым Сыма Цянем (2 в. до н.э.) в "Ши цзи», Л.-Ц. (Ли Эр, Лао Дань, Ли Боян, Лао Лай-цзы?) жил в 6(—5?) в. до н.э. в царстве Чу. Служил хранителем б-ки царства Чжоу, где встречался с Кон­фуцием. Разочаровавшись в возможности осуществления своего учения в Китае, Л.-ц. предпринял путешествие на запад. На погранич. заставе по просьбе ее начальника Инь Си (Гуань Инь-цзы) Л.-ц. написал "Дао дэ цзин", в к-ром изложил свое учение.

Позднее личность Л.-ц. была мифоло­гизирована. При дин. Хань он объявляется воплощением дао, существовавшим изна­чально, "прежде Неба и Земли", и начинает почитаться как высшее даос. божество — Лао-цзюнь ("Престарелый государь"). Воз­никает учение о его многочисленных воп­лощениях как мудрого наставника государей древности, в т.ч. мифич. Желтого импера­тора (Хуан-ди). Культ Л.-ц. характерен для всех направлений даосизма, а вера в то, что Л.ц. даровал откровение магу Чжан Дюлину (2 в.) и назначил его и его потомков своими наместниками на земле, лежит в. основе религ. доктрины школы Чжэнъи [дао]. В пер. проникновения в Китай буд­дизма получила распространение доктрина "хуа ху" ("просвещение варваров"), со­гласно к-рой буддизм возник вследствие проповеди прибывшего в Индию Л.-ц. ("Сань го чжи", "Ши шо синь юй"). По одной из легенд, он даже оплодотворил мать ца­ревича Сиддхартхи — будущего Будды Шакь-ямуни. По-видимому, доктрина "хуа ху" воз­никла в буд. кругах и использовалась в пропедевтически-пропагастических целях, за­тем по мере усиления позиций буддизма была забыта в среде своего возникновения и воспринята даосами как оружие против буддистов. Позднее в даос. школах, склоняв­шихся к синкретизму (см. Сань цзяо), идея "хуа ху" воспринималась как указание на единый (даос.) источник двух учений. В ср. века Л.-ц. было приписано авторство на значит, число канонич. текстов "Дао цзана".

Ян Хипшун. Древнекит. философ Л.-ц. и его учение. М.-Л., 1950; Васильев Л.С. Культы, рели­гии, традиции в Китае. М., 1970; Seldel А.К. Le divimsation de Lao-tseu dans taoisme des Han // Pub­lications de 1'Ecole Francaise d'Extreme Orient. Vol. 71. P., 1969. См. также лит-ру к ст. "Дао дэ цзин".

Е.А. Торчинов


Теги:  философия и религии Китая
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы:  Торчинов Е. А.