|
Персоналии АпулейАПУЛЕЙ. Лат. Apuleius. Род. в Мадавре (Сев. Африка) в 124/125 г., ум. после 170 г. по Р. X. Римский писатель, философ-платоник, софист. Риторику и философию изучал в Карфагене и в Афинах, жил в Риме и Александрии. В конце жизни А. стал верховным жрецом провинции и был удостоен в Карфагене двух статуй. Центральное произведение — роман «Метаморфозы», известный также под названием «Золотой осел», в 11 кн. Кроме того, А. принадлежат: «Апология, или речь в защиту самого себя от обвинения в магии» (103 главы); «Флориды» — 23 отрывка из речей; «О Платоне и его учении» — краткая компиляция с изложением платоновской натурфилософии и этики; «О демоне Сократа» — риторическое рассуждение о «срединных божественных силах», или демонах; «О мире» — популярное переложение на латинский язык сочинения Псевдо-Аристотеля. В основе романа «Метаморфозы» — приключения молодого грека Луция (Лукия), пожелавшего из любопытства испытать на себе действие волшебной мази и превратившегося в итоге в осла. Лишь после года разнообразных похождений герою удается вернуть себе человеческий облик. Композиция романа очень сложна: основная фабула насыщена большим количеством побочных эпизодов, в том числе 12-ю вставными новеллами, включая знаменитую сказку об Амуре и Психее. В романе господствует мир магии, чудес и колдовства. Возможно, это послужило причиной обвинения самого А. в занятиях магией с преступными целями, за что, по римским законам, грозила смертная казнь. В «Апологии» А. остроумно разбивает все обвинения, доказывая, что его занятия носили сугубо научный характер, и ссылаясь при этом как на собственные ученые сочинения (несохранившиеся), так и труды Платона, Аристотеля, Архимеда и др. Для А. магия — «наука, угодная бессмертным богам»: он признается в своей причастности к мистериям, осведомленности в магии, но обходит молчанием вопрос о непосредственном участии в магических обрядах. Текст «Метаморфоз» показывает двоякое отношение А. к магии и религии. Так, начало кн. 2 отличается высокой патетикой, искренней религиозностью, но далее (гл. 26—30) следует рассказ о скаредности жрецов Изиды и Озириса — чуть ли не единственного культа, почитаемого А. В ряде др. мест можно встретить насмешки над мифами, напр., об Ифигении (8, 26). В сказке об Амуре и Психее пародируется гомеровский суд богов (кн. 6). С ненавистью и сарказмом А. отзывается о культе Сирийской богини (8, 24—27). Отвергаются и монотеистические религии — иудаизм и христианство: приверженцы таковых производят у А. отталкивающее впечатление (9, 14). Возможно, сцена возвращения Хариты из плена верхом на осле (7, 13) — пародия на евангельский сюжет о въезде Христа в Иерусалим. Отношение А. к религии напоминает позицию его современника Лукиана, хотя у последнего отсутствует религиозный мистицизм. Роман А., как и повесть Лукиана «Лу-кий, или осел», по свидетельству византийского патриарха Фотия (820–893), восходят к одному греческому источнику — роману некоего Лукия из Патр. Но произведение А. шире, оно вбирает в себя множество фольклорных мотивов. За А. в последующую эпоху утвердилась репутация мистика и мага, посвященного во многие таинства. Блаж. Августин полагал даже, что роман — повествование автобиографическое. В средние века А. продолжали читать, особо выделяя сказку об Амуре и Психее, которая была истолкована Фульгенцием в мистическом духе: Психея понималась как душа, ее сестры — как Плоть и Свобода, царь и царица — как Бог и материя и т. д. Еще большее влияние этот сюжет оказал на изобразительное искусство. Эротические новеллы А. в эпоху Возрождения использовал Дж. Бокаччо в «Декамероне». Тексты: Апулей. Апология. Метаморфозы. Флориды: Пер. М. А. Кузмина, С. П. Маркиша. М., 1956; Апулей. Метаморфозы и другие сочинения. М., 1988. Литература: Грабарь-Пассек М. Е. Апулей // Апулей. Апология. Метаморфозы. Флориды. М., 1956. С. 357–372. С. Ю. Трохачев
Теги: античность, античная философия Дисциплина: Философия Авторы: Трохачёв С. Ю. |