КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Бэда Почтенный

БЭДА ПОЧТЕННЫЙ (лат

БЭДА ПОЧТЕННЫЙ (лат. Baeda Venerabilis). 672/673–735. Английский историк, богослов и первый на Британских островах ученый-энциклопедист. По его собственному признанию, начиная с семилетнего возраста он начал изучать богословие, равно как и получать общее образование в монастыре Петра и Павла в Нортумберленде, где он провел и всю свою жизнь. Его многочисленные труды традиционно распределяются по пяти разделам. Это: комментарии на библейские тексты, агиография, история, гомилии и литургика и научные сочинения. Для первого раздела следует отметить комментарии на: "Апокалипсис" (ок. 703–709), "Деяния Св. Апостолов" (ок. 725–731), послания апостолов (б. д.), "Евангелие от Луки" (ок. 709–715), "Евангелие от Марка" (после 716), "Книгу Бытия" (после 721), "Книгу Притчей Соломоновых" (720-е гг.), книги Ездры и Неемии (725–731) и др. Агиография Б. Включает жития Св. Анастасия (до 725), Феликса (б. д.), Кутберта с вариантом в стихах (705–716) и в прозе (ок. 721). Главная историческая работа Б. — "Церковная история английского народа" (Historia ecclesiastica gentis Anglorum) в 5 книгах, охватывающая внушительный период от римского владычества до 731 г. и являющаяся источником всех знаний по ранней истории Англии. Даты создания гомилий на Евангелия и 16 гимнов неизвестны. Ученые работы Б. включают трактаты "О метрическом искусстве" (De arte metrica, ок. 701–702), "Об орфографии" (De orthographia, 690-е гг.), "О природе" (De natura rerum, до 703), "О времени" (De temporibus, 703, вместе с т. наз. "Малой хроникой"), "О расчете времен" (De temporum ratione, 725, вместе с "Большой хроникой") и др.

В естественнонаучных вопросах Б. отчасти следовал за Исидором Севильским (570–636), автором первой крупной энциклопедии средневековья "Этимологий" в 20 книгах. Однако в рассуждениях о небе, звездах, свете, воздухе и проч. Б. проявляет известную самостоятельность, основанную в том числе и на личных наблюдениях. Проблемы истории более всего интересовали Б. В трактате "О расчете времен" он представляет историю человечества в виде некоей трудовой недели, которая подготовляет в конечном итоге вечное блаженство в субботу. При этом, как показывают сугубо исторические труды Б., последний трудовой день, т.е. шестой, иначе — современная ему эпоха, уже наступил, хотя автор и не знает, насколько долог будет его финал и как скоро наступит желаемая суббота. Однако Б. исполнен величайшего оптимизма, он отводит в своей концепции исторического прогресса особую роль своей родине, Англии, где, "в год от воплощения 731 пусть да возрадуется земля в Его вечном царствии" и "да возрадуются многие острова".

Титул "Почтенный" был присвоен Б. после смерти. Легенда повествует, что некий "туповатый монах" забыл надлежащим образом завершить надпись на могиле Б. Первоначальные слова эпитафии гласили: "Hac sunt in fossa Bedae . . . . ossa". На следующее утро ангелы восполнили пробел словом venerabilis. Известный философ Каролингского Возрождения Алкуин (ок. 730–804), уроженец Нортумбрии, ученик Экбера, в свою очередь, ученика Б., уже использовал титул "почтенный" по отношению к Б. и в дальнейшем это прилагательное прочно закрепилось за британским ученым в качестве своеобразного личного имени. Официальная канонизация Б. состоялась 13 ноября 1899 г., однако его локальный культ как святого был распространен в северной Англии на протяжении всего Средневековья.

Наследие Б. оказало огромное влияние на британское и европейское просвещение. Он, безусловно, был самым образованным человеком своего времени. Его высокая научная культура, в частности, скрупулезность в библиографических ссылках и цитировании, была основана, по его собственному признанию, на тщательном изучении Священного Писания. Последнее, по его признанию, стоит "выше всех прочих книг, не только в силу его Божественного авторитета или той полезности, которая ведет к вечной жизни, но и благодаря его древности и литературной форме (positione dicendi)". В сочинениях Б. отчетливо прослеживается выраженное чувство авторства, иначе говоря, литературной собственности, что стало определенным новшеством для его времени. Глубина всякого знания, т.е. основа культуры, выгодно отличает Б. от многих современников, а также близких последователей. Хотя Б. специально не совершенствовал стиль, чтобы сделать свою латынь похожей на классические образцы эпохи Августа, но его природное дарование выдвинуло его в ряд величайших литераторов и мыслителей раннего Средневековья наряду с Бл. Августином.

Издания:

Полное собрание сочинений: Patrologia Latina. V. 90–94.

Historia ecclesiastica gentis Anglorum / Ed. C. Plummer. Oxford, 1896. V. 1–2.

Литература:

Добиаш-Рождественская О. А. Культура западноевропейского Средневековья : Научное наследие. М., 1987. С. 191–194.

Blair P. H. The World of Bede. Cambridge, 1990.

Thompson A. H. Bede: His Life, Times and Writings. Oxford, 1935.

С. Ю. Трохачев

 


Теги:  католицизм, схоластика, средневековая философия
Дисциплина:  Философия
Авторы:  Трохачёв С. Ю.