КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Гесиод

Беме Якоб (1575—1624) — немецкий мистик, подытоживший развитие религиоз¬ной мысли Возрождения

ГЕСИОД. Греч. σίοδος, лат. Hesiodus. Время жизни: конец VIII — начало VII вв. до Р. X. Г. — первый, исторически точно установленный, эпический поэт Греции. Автор дидактической поэмы «Труды и дни» (ργαι καί ἡμἑραι), состоящей из 828 стихов. В поэме отчетливо выделяются 4 части. Первая (1—317) содержит некоторые автобиог­рафические сведения в увещевательных сентенциях, обращенных Г. к брату Персу, ре­шившему прибрать к рукам все наследство их отца. Г. последовательно развивает мысль о господстве в мире несправедливости, изображая двух Эрид (Распрей) — добрую и злую в рассказе о Пандоре, созданной Зевсом и посланной им людям в отместку за похищение огня Прометеем. Г. много рассуждает о лжи и беззаконии, губящих челове­чество. Особое место занимает картина смены веков: золотого, серебряного, медного и железного (109—201). Здесь впервые в античности запечатлено представление о пос­ледовательном нисхождении, или регрессе человеческой морали. В системе «истори­ческого регресса» Г. есть особенность: после «медного» поколения был создан род по­лубогов, т. е. героев Троянской и Фиванской войн. В этом дополнительном, не связан­ном ни с каким металлом, поколении, можно видеть некоторую уступку героическому эпосу. Идея смены веков активно разрабатывалась римскими поэтами: Овидием в «Ме­таморфозах», частично Вергилием, Горацием, Ювеналом и Бабрием.

Вторая часть поэмы Г. (318—382) состоит из разрозненных моральных наставле­ний. Третья часть (383—617) и есть собственно «труды и дни», т. е. земледельческий кодекс, включающий практические рекомендации и даже технические описания: напр., процесс изготовления плуга. Несколько особняком выглядит отрывок с правилами мо­реплавания (618—694). В стихах 695—764, примыкающих к 3-й части, Г. дает чисто житейские советы: как выбирать жену, как поддерживать дружбу и т.д. Четвертая часть (765—828) представляет собой астрологический календарь с указаниями, какие имен­но работы следует исполнять в каждый конкретный день месяца.

Поэма не производит впечатления полного единства, поэтому в XIX в. отдельные ученые (А. Кирхгоф и др.) пытались применить к ней, как и к поэмам Гомера, «теорию основного ядра».

Поэма «Теогония» (Θεογονία), также дошедшая под именем Г., рассказывает о про­исхождении богов и всего мироздания. Это — первый целостный литературный ис­точник по греческой мифологии. Во вступлении Г. сообщает, как Музы вдохнули в него «дар божественных песен». Тем самым выдвигается идея поэтического таланта как дара, посылаемого свыше только избранным. По космогоническим представлени­ям Г., прежде всего возник Хаос, затем Гея (Земля) (на происхождение ее от Хаоса не указано). Из Хаоса родились Эреб (Мрак) и Ночь. В лоне Геи возникли Тартар и Эрос (Любовь). Далее Гея породила Урана (Небо), Горы и Море. Из соединения Геи с Ура­ном родилось старшее поколение богов: 6 титанов, в т. ч. Океан и Кронос, 6 титанид, 3 киклопа и 3 сторуких чудовища (гекатонхейров). Следовательно, Г. помещает Эроса среди самых старших богов, вероятно, подчеркивая особую роль в истории стихии любви. «Теогония» считалась уже в VI в. до Р. X. первым образцом философского эпо­са, положившего начало поэтическому жанру, который Диоген Лаэртский назвал «фи­лософствованием посредством стихов» (φιλοσοφεῖν διά ποιημάτον) и оказавшего зна­чительное влияние на Ксенофана, Парменида и Эмпедокла.

Тексты: Теогония. Работы и дни / Пер. В. В. Вересаева // Эллинские поэты. М., 1963.

Литература: Тренчини-Вальдапфель И. Гомер и Гесиод. М., 1956.

С. Ю. Трохачев


Теги:  античность, античная философия
Дисциплина:  Философия
Авторы:  Трохачёв С. Ю.