|
Персоналии ГесиодГЕСИОД. Греч. σίοδος, лат. Hesiodus. Время жизни: конец VIII — начало VII вв. до Р. X. Г. — первый, исторически точно установленный, эпический поэт Греции. Автор дидактической поэмы «Труды и дни» (ργαι καί ἡμἑραι), состоящей из 828 стихов. В поэме отчетливо выделяются 4 части. Первая (1—317) содержит некоторые автобиографические сведения в увещевательных сентенциях, обращенных Г. к брату Персу, решившему прибрать к рукам все наследство их отца. Г. последовательно развивает мысль о господстве в мире несправедливости, изображая двух Эрид (Распрей) — добрую и злую в рассказе о Пандоре, созданной Зевсом и посланной им людям в отместку за похищение огня Прометеем. Г. много рассуждает о лжи и беззаконии, губящих человечество. Особое место занимает картина смены веков: золотого, серебряного, медного и железного (109—201). Здесь впервые в античности запечатлено представление о последовательном нисхождении, или регрессе человеческой морали. В системе «исторического регресса» Г. есть особенность: после «медного» поколения был создан род полубогов, т. е. героев Троянской и Фиванской войн. В этом дополнительном, не связанном ни с каким металлом, поколении, можно видеть некоторую уступку героическому эпосу. Идея смены веков активно разрабатывалась римскими поэтами: Овидием в «Метаморфозах», частично Вергилием, Горацием, Ювеналом и Бабрием. Вторая часть поэмы Г. (318—382) состоит из разрозненных моральных наставлений. Третья часть (383—617) и есть собственно «труды и дни», т. е. земледельческий кодекс, включающий практические рекомендации и даже технические описания: напр., процесс изготовления плуга. Несколько особняком выглядит отрывок с правилами мореплавания (618—694). В стихах 695—764, примыкающих к 3-й части, Г. дает чисто житейские советы: как выбирать жену, как поддерживать дружбу и т.д. Четвертая часть (765—828) представляет собой астрологический календарь с указаниями, какие именно работы следует исполнять в каждый конкретный день месяца. Поэма не производит впечатления полного единства, поэтому в XIX в. отдельные ученые (А. Кирхгоф и др.) пытались применить к ней, как и к поэмам Гомера, «теорию основного ядра». Поэма «Теогония» (Θεογονία), также дошедшая под именем Г., рассказывает о происхождении богов и всего мироздания. Это — первый целостный литературный источник по греческой мифологии. Во вступлении Г. сообщает, как Музы вдохнули в него «дар божественных песен». Тем самым выдвигается идея поэтического таланта как дара, посылаемого свыше только избранным. По космогоническим представлениям Г., прежде всего возник Хаос, затем Гея (Земля) (на происхождение ее от Хаоса не указано). Из Хаоса родились Эреб (Мрак) и Ночь. В лоне Геи возникли Тартар и Эрос (Любовь). Далее Гея породила Урана (Небо), Горы и Море. Из соединения Геи с Ураном родилось старшее поколение богов: 6 титанов, в т. ч. Океан и Кронос, 6 титанид, 3 киклопа и 3 сторуких чудовища (гекатонхейров). Следовательно, Г. помещает Эроса среди самых старших богов, вероятно, подчеркивая особую роль в истории стихии любви. «Теогония» считалась уже в VI в. до Р. X. первым образцом философского эпоса, положившего начало поэтическому жанру, который Диоген Лаэртский назвал «философствованием посредством стихов» (φιλοσοφεῖν διά ποιημάτον) и оказавшего значительное влияние на Ксенофана, Парменида и Эмпедокла. Тексты: Теогония. Работы и дни / Пер. В. В. Вересаева // Эллинские поэты. М., 1963. Литература: Тренчини-Вальдапфель И. Гомер и Гесиод. М., 1956. С. Ю. Трохачев Теги: античность, античная философия Дисциплина: Философия Авторы: Трохачёв С. Ю. |