КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Гомер

Беме Якоб (1575—1624) — немецкий мистик, подытоживший развитие религиоз¬ной мысли Возрождения

ГОМЕР. Греч. μηρος, лат. Homerus. Полулегендарный греческий эпический поэт ок. VIII в. до Р. X. Уже в античности не было известно ничего достоверного о его личности и времени жизни. Г. считается автором эпических поэм «Илиада» и «Одис­сея» (обе в 24 песнях). Г. приписывали и другие произведения: эпический цикл «Киприи», поэму «Маргит», так называемые «гомеровские гимны» и «гомеровские эпи­граммы». Впервые поэмы Г. записаны в Афинах, по распоряжению тирана Писистрата (561—560). В эпоху эллинизма текстами Г. занимались александрийские филологи Зенодот Эфесский, Аристофан Византийский, Аристарх Самофракийский и др. В Но­вое время возникли сомнения в единстве поэм и реальности самого Г., что вызвало к жизни так называемый «гомеровский вопрос». С позиций гипекритики выступил аббат д’Обиньяк (1664). Ф. А. Вольф (1795) считал обе поэмы плодами устного народ­ного творчества. К. Лахманн (1841) видел в поэмах собрание «малых песен». Г.-В. Нич, сторонник «унитарной теории», выступал в защиту единства поэм (1852). Дж. Грот (1847) предложил «теорию основного ядра», усматривая в поэмах центральные части, окруженные позднейшими наслоениями. Проблема до сих пор не решена, но в свете новейших исследований позиция «унитариев» выглядит предпочтительнее.

Действие «Илиады» охватывает примерно полуторамесячный отрезок последней фазы Троянской войны. Главные темы: гнев Ахилла, гибель Патрокла в бою, месть Ахилла, поединок его с Гектором и пр. В боевых действиях участвуют и боги: Гера, Афина и Посейдон на стороне греков-ахейцев, Афродита и Аполлон — на стороне тро­янцев. Боги у Г. антропоморфны и наделены вполне человеческим, в том числе и мало­привлекательными качествами.

«Одиссея», вероятно, более позднее творение Г. Поэма рассказывает о 10-летнем странствии и возвращении на родину царя о-ва Итаки Одиссея, одного из предводите­лей греческого войска под Троей. «Одиссея» изобилует рассказами о морских и назем­ных приключениях. Здесь больше действия, меньше развернутых, типичных для «Или­ады», сравнений. Представление о богах становится более высоким.

Кроме богов, в поэмах Г. действуют герои, занимающие промежуточный уровень между богами и людьми. Таковы Ахилл, сын царя Пелея и нимфы Фетиды, Одиссей, Диомед, Патрокл и др. Героям многое позволено: Диомед в пылу боя обращает в бегство Афродиту и ранит самого бога войны Ареса, хотя и с помощью Афины (Ил. 5, 855—860). Выше богов стоит Мойра, темная невидимая сила, управляющая ходом со­бытий. Ее предначертаний не может знать даже Зевс, вынужденный взвешивать на зо­лотых весах жребии Ахилла и Гектора, чтобы определить, кому остаться в живых (Ил. 22, 208—213). Архаическая эпоха знает только одну Мойру, лишь позднее, у Гесиода встре­чается рассказ о трех Мойрах.

В поэмах Г. нашли отражение ранние космогонические представления греков. Пра­родителем всех богов считается Океан (Ил. 14, 201, 246), который, однако, уступает в могуществе Зевсу (Ил. 21, 193—195). Медный небесный свод покоится на колоннах, который охраняет Атлант (Од. 1, 52—54). Под землей расположен Тартар на таком же расстоянии от земной поверхности, что и небо (Ил. 8, 13—15).

«Илиада» и «Одиссея» стали основой греческой литературы. Постоянный эпитет Г. со времен Аристофана — «божественный». Поэмы вызвали значительное число подра­жаний уже в античности (напр., «Энеида» Вергилия) и оказали самое значительное вли­яние на становление и развитие европейской культуры.

Тексты: Илиада / Пер. Н. И. Гнедича. Л., 1990; Одиссея / Пер. В. А. Жуковского. М., 1981.

Литература: Зайцев А. И. Древнегреческий героический эпос и «Илиада» Гоме­ра // Гомер. Илиада. Л., 1990. С.395–416 (библиогр.); Шталь И. В. «Одиссея» — героическая поэма странствий. М., 1983.

С. Ю. Трохачев


Теги:  античность, античная философия
Дисциплина:  Философия
Авторы:  Трохачёв С. Ю.