КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Диоген Лаэртский

Беме Якоб (1575—1624) — немецкий мистик, подытоживший развитие религиоз¬ной мысли Возрождения

ДИОГЕН ЛАЭРТСКИЙ (греч. Διογένης ὁ Λαρτιος) — писатель конца II – начала III в. по Р. X. Автор истории греческой философии в 10 кн., сохранившейся под названием «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» (Περὶ βίων, δογμάτων καὶ ἀποφθεγμάτων τῶν ἐν φιλοσοφίᾳ εὐδοκιμησάντων). Судя по обращениям в тексте, сочинение было написано по заказу некоей знатной дамы, любительницы философии Платона. В начале кн. 1 Д. много говорит о философии варваров: персидских магов, ассирийских халдеев, индийских гимнософистов, египетских жрецов. Скорее всего — это отголоски общей моды: искать корни того или иного проявления греческой духов­ности в какой-либо экзотической стране, обычно в Египте. Ко II в. такое увлечение уже прошло: Д. считает философию греческим изобретением, при этом мысли о природе, приписанные персам, египтянам и др., напоминают идеи греческих натурфилософов. Термин «философия» (букв. «любомудрие») и «философ» Д. возводит к Пифагору, впервые назвавшему себя «философом» (1, 12).

Д. понимает разницу между так называемыми «мудрецами» и философами, хотя и не дает критериев различия. По Д., к семи мудрецам причислялись Фалес, Солон, Периандр, Клеобул, Хилон, Биант и Питтак. Некоторые авторы добавляли к ним Анахарсиса, Мисона, Ферекида, Эпименида и даже афинского тирана Писистрата (1, 13). Этим мудрецам, кроме Писистрата, посвящена 1-я кн. Фалес Милетский у Д. именуется «за­чинателем» ионийской философии, его учеником был Анаксимандр, далее, по преемственности, — Анаксимен, Анаксагор, Архелай, Сократ и его ученики: Ксенофонт, Эсхин, Аристипп, Федон, Евклид, Стильпон, Критон, Симон, Главкон и др. (кн. 2). О Платоне и его учении следует подробный рассказ в кн. 3, а кн. 4 посвящена преемни­кам Платона по Академии, в числе которых: Спевсипп, Ксенократ, Полемон, Кратет, Крантор, Аркесилай, Бион, Лакид, Карнеад и Клитомах.

Кн. 5 повествует об Аристотеле и его школе, представители которой — Феофраст, Стратон, Ликон, Деметрий Фалерский и Гераклид Понтийский. Персонажи кн. 6 — философы-киники: Антисфен, Диоген, Моним, Онесикрит, Кратет, Метрокл, Гиппархия, Менипп и Менедем. Основателем школы стоиков Д. считает Зенона Кипрского, вслед за его биографией следует подробное изложение стоического учения и далее — главы об Аристоне, Эрилле, Дионисии, Клеанфе, Сфере и Хрисиппе (кн. 7).

Начало италийской философии положил Пифагор, который был учеником Фереки­да. Кроме Пифагора, в кн. 8 изложены биографии Эмпедокла, Эпихарма, Архита, Алкмеона Кротонского, Гиппаса, Филолая и Евдокса.

В кн. 9 Д. собрал рассказы о так называемых «разрозненных» философах, не при­надлежавших ни к каким школам, это: Гераклит Эфесский, Ксенофан, Парменид, Ме­лисс, Анаксарх, Пиррон и Тимон.

Кн. 10 посвящена Эпикуру и его школе с приложением писем Эпикура к Геродоту, Пифоклу и Менекею. Свой трактат Д. завершает так называемыми «главными мысля­ми» Эпикура.

Изложение истории философии у Д. нельзя назвать систематическим, хотя автор к этому стремится, устанавливая деление на школы по различным (географическим, сущ­ностным) критериям. Произведение Д. — прежде всего, собрание наиболее любопыт­ных сюжетов, часто анекдотических, не относящихся прямо к делу, зачастую весьма скабрезных. Д. проявляет себя и как поэт: почти в каждой биографии он приводит соб­ственную эпиграмму на смерть того или иного философа. В ряде случаев, когда следу­ет глубокое изложение учений Платона, стоиков или Эпикура, Д. демонстрирует серь­езную образованность и хорошее знание предмета. Весь текст Д. обильно уснащен цитатами или ссылками на источники, в числе которых 277 имен и 491 название. Таким образом, в трактате Д., при всей сумбурности и непоследовательности изложения, про­слеживается стремление к фактографии и научной строгости. Значительное число имен в истории греческой философии сохранилось только благодаря Д.

Текст: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Пер. М. Л. Гаспарова. М., 1979.

Литература: Лосев А. Ф. Диоген Лаэрций — историк античной философии. М., 1981.

С. Ю. Трохачев


Теги:  античность, античная философия
Дисциплина:  Философия
Авторы:  Трохачёв С. Ю.