КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Лукиан

Беме Якоб (1575—1624) — немецкий мистик, подытоживший развитие религиоз¬ной мысли Возрождения

ЛУКИАН. Греч. Λουκιανός, лат. Lucianus. Родом из Самосаты (Сирия). Ок. 120—200 гг. по Р. X. По завершении риторического образования в 150 г., Л. стал учителем красноречия и адвокатом, позже сделался странствующим софистом, выступал с речами в горо­дах Греции, Италии, Галлии, получив прозвище «Прометей красноречия». В возрасте 40 лет обратился к философии, которая его не удовлетворила. В конце жизни занимал высокую судебную должность.

Как писатель Л. пользовался исключительной популярностью в его время. Под его именем сохранилось 82 сочинения, в т. ч. и подложных. Л. прежде всего сатирик, высмеивающий любую несообразность, уродливость жизни. Диалоги «Прометей», «Разговоры богов», «Разговоры в царстве мертвых» посвящены критике традиционных ре­лигиозных представлений. Тенденция очеловечивания богов, начавшаяся от Гомера, находит у Л. блистательное и остроумное завершение. Похождения богов низведены на самый бытовой уровень. Л. высмеивает некоторые новоявленные культы восточного происхождения и показывает нелепость самого понятия божества («О Сирийской боги­не»). Богам у Л. присущи корыстолюбие, жадность, мстительность и прочие, чисто людские пороки («О жертвоприношении», «Собрание богов»). Философские симпатии Л. — на стороне школы киников («Жизнеописание Демонакта»). Кинический образ жизни, по Л., наиболее приближен к божественному («Киник»). Однако это не мешает Л. иронизировать над частью философов, в т. ч. киников: некоторые представлены ту­пыми тщеславными людишками («Икароменипп»), грубыми площадными скандалис­тами («Рыбак»). Когда философов продают с аукциона, самым дорогим оказывается Сократ (2 таланта), далее — Пифагор (10 мин) и Диоген (2 обола), а Демокрита и Гераклита никто не берет даже задаром («Продажа жизней»).

Особая часть наследия Л. — пародии на распространенные в то время рассказы о чудесах. Таковы «Правдивая история» — о путешествии героя на Луну (первый образец фантастической литературы); повесть «Лукий, или осел», созданная на мотив того же сюжета, что и «Метаморфозы» Апулея. Л. высмеивает не только языческие культы, но и христианство. В рассказе «О смерти Перегрина» выведен некий пройдоха, ухит­рившийся из киника сделаться христианским пророком, причем этот Перегрин Про­тей — скорее всего, личность историческая, так как упоминается и другими источниками. В памфлете «Александр, или лжепророк» христиане приравнены к эпикурейцам и безбожникам, так как и те и другие, отвергая культ официальных богов, представля­лись лишенными всякой веры.

Антихристианская позиция Л. стала главной причиной его неприятия в средние века: по свидетельству византийского словаря Свиды, Л. «умер, растерзанный собаками за то, что лаял против истины». Влияние Л. на европейскую культуру начинается с эпохи Возрождения: ему подражали Ульрих фон Гуттен, Эразм Роттердамский, Рабле, Свифт и др.

Тексты: Лукиан. Сочинения / Пер. под ред. Б. Л. Богаевского. М.; Л., 1935; Лукиан. Избранное / Под ред. А. П. Каждана. М., 1962.

Литература: Тахо-Годи А. А. Некоторые вопросы эстетики Лукиана // Из исто­рии эстетической мысли древности и средневековья. М., 1961. С. 189—213.

С. Ю. Трохачев


Теги:  античность, античная философия
Дисциплина:  Философия
Авторы:  Трохачёв С. Ю.