|
Персоналии ОвидийОВИДИЙ. Лат. Ovidius, Publius Naso, Публий Назон. Выдающийся римский эпический и лирический поэт. Род. 20.03.43 г. до Р. X. в Сульмоне, ум. ок. 18 г. по Р. X. в Томах (Констанца). Происходил из сословия всадников. По завершении традиционного образования в грамматической и риторической школах, а также двухлетнего путешествия по Греции, О. посвятил себя исключительно поэзии. Первое сочинение — «Любовные элегии» (Amores) в 3-х кн. — сделало его знаменитым в Риме. Здесь уже отчетливо прослеживается увлечение мифологическими сюжетами, изящно вписанными в ткань основного, как правило, вполне игривого повествования. В рамках одного произведения эффектно сливаются быт и миф, низкий и высокий жанры. Использование мифологических сюжетов в любовных стихах О., включая поэмы «Наука любви» (Ars amatoria) и «Лекарство от любви» (Remedia amoris), ограничивается в основном примерами. Так 9-я элегия (кн. 1) представляет собой развернутое сравнение влюбленного с солдатом Амура, в 6-й элегии (кн. З) даются примеры любви речных богов — Инаха, Мелиея, Алфея и др. Второй сборник О. «Героини» («Послания героинь») представляет собой 15 писем мифических героинь своим мужьям или возлюбленным. Основной мотив — боль от разлуки, одиночества. Каждое послание строго индивидуально и соответствует характеру персонажа: в письме Пенелопы ощущается терпение и скромность, Медеи — мстительность, Федры — страсть, Дидоны — скорбь покинутой женщины. Шедевр творчества О. — поэма «Метаморфозы» («Превращения») в 15-и кн., непревзойденная по богатству слога, изяществу, пластичности образов. Поэма объединяет ок. 250 сюжетов на общую тему превращений. Поэма не стала простым сборником народных сказаний, так как была задумана как связное целое. Разнородные мифы как бы нанизываются на общий хронологический стержень. Начало — сотворение мира из Хаоса, т. е. превращение Хаоса в Космос. Вначале бог отделил небо от земли и воду от суши. Воздух стал связующим звеном между небом и землей. Далее земля обустраивалась, появлялись леса, долины, горы, реки. Для небес были установлены законы, по которым с четкой периодичностью действовали погодные явления (1, 5—77). Рождение человека, созданного «из сути божественной» (1, 78), вызвало чередование больших культурных эпох — золотого, серебряного, медного и железного веков (1, 89— 151). В этом О. следует за Гесиодом. Лучшая эпоха — золотой век, худшая — железный, породивший стяжательство и войны. В итоге род человеческий, по решению Зевса-Юпитера, уничтожен потопом, за исключением двух праведников — Девкалиона и Пирры. Им выпало на долю возрождение человечества: по совету Фемиды, они бросают через головы «кости праматери» (камни), которые, упав на землю, превращаются в людей (1, 381—415). В числе др. сюжетов: превращение нимфы Дафны, спасающейся от преследования влюбленного в нее Аполлона, в лавровое дерево (1, 452—567); Фаэтон, сын Гелиоса, решивший прокатиться на солнечной колеснице отца и сожженный жаром (2, 1—339); Нарцисс, влюбившийся в собственное отражение и превращенный в цветок (3, 402—510); знаменитый полет Дедала и Икара (8, 152—335); легенда об Орфее и Эвридике (10, 1—105) и т. д. Боги в поэме наделены, как повелось со времен Гомера, человеческими качествами. В их поведении угадываются нравы римского общества. В последних книгах поэмы — обращение к сюжетам римской мифологии: рассказы о первом царе Ромуле (14, 805—851), нимфе-пророчице Эгерии (15, 479—551), внуке Юпитера Тагете, или Тагее, обучившем этрусков искусству предсказания (15, 552—621) и др. В финале — легенда о Юлии Цезаре, обратившемся после смерти в комету (15, 745—870). В качестве философского обоснования превращений О. выдвигает идею всеобщей изменчивости природы, а также идею реинкарнации, или метемпсихоза (переселения душ). Рассуждения на эту тему вложены в уста Пифагора, который не назван по имени (увлечение пифагореизмом не одобрялось императором Августом: пифагореец Анаксилай был выслан им из Италии). Речь Пифагора начинается с увещеваний не есть животную пищу, что являлось едва ли не основным требованием школы. Дело в том, что в любом животном, любой птице может быть заключена человеческая душа, вообще способная облекаться в самые разнообразные формы: «в звериный приют и в скотское тело укрыться» (15, 458). Тему римской мифологии продолжает другая поэма О. — «Фасты» («Месяцеслов»), содержание которой составляют сказания о римских праздниках и обрядах. О. предполагал посвятить поэму императору Августу, но закончить ее не удалось: в 8 г. по Р. X. по неизвестным причинам (видимо, неизвестным и ему самому) поэт был сослан в ссылку в г. Томы. В итоге «Фасты» были дописаны лишь до 6-й кн., а первоначально предполагалось 12 книг — по числу месяцев в году. В изгнании написаны «Скорбные элегии» («Tristia») в 5-и кн., «Послания с Понта» в 4-х кн., поэма «Ибис», дидактическая поэма о рыбной ловле «Галиевтика», оставшаяся незаконченной, а также поэма «Об уходе за лицом» — своего рода наставление по косметике. Влияние О. на европейскую культуру — совершенно исключительное явление. Он стал любимым поэтом средневековых лириков — вагантов и голиардов. Его «Любовные элегии» определили жанры провансальских поэтов. Трубадуры Северной Франции ставили его даже выше Вергилия, Данте считал его равным Гомеру. Им зачитывались или использовали его сюжеты Лопе де Вега, Кальдерон, Чосер, Марло, Шекспир, Мильтон и др. В искусстве особо популярными стали сюжеты «Метаморфоз»: от эпохи Возрождения — Донателло, Тициан, Джорджоне, Микеланджело, Веронезе, Веласкес, Рубенс — до знаменитых иллюстраций Пикассо к изданию 1931 г. Тексты: Овидий. Собр. соч.: В 2 т. СПб., 1994. Литература: Гаспаров М. Л. Овидий в изгнании // Овидий. Скорбные элегии. Письма с Понта. М., 1978. С. 189—224. С. Ю. Трохачев Теги: античность, античная философия Дисциплина: Философия Авторы: Трохачёв С. Ю. |