|
Персоналии ОрфейОРФЕЙ Греч. , лат. Orpheus. В греч. мифологии сын фракийского речного бога Эагра, по некоторым вариантам, Аполлона (Гомер. Ил. 5. 15) и музы Каллиопы (Аполлодор 1.3, 2). О., которому Аполлон подарил первую в истории лиру, прославился как певец и музыкант, обладавший магической силой, которой были покорны люди, боги и природа. О. участвовал в походе аргонавтов, помогая им тем, что усмирял бури и вдохновлял гребцов. По возвращении он женился на Эвридике, вскоре погибшей от укуса змеи. О. отправился за ней в царство мертвых, чтобы вернуть ее к жизни. Покоренные его музыкой и пением пес Кербер, перевозчик Харон, богини раздора эринии, бог подземного царства Аид и его супруга Персефона, обещали помочь О., при условии, что он не взглянет на Эвридику прежде чем войдет в родной дом. Но, выбравшись из подземного царства и увидев первые лучи солнца, О. все же обернулся к Эвридике, после чего она вновь исчезла (Овидий. Метаморфозы 10. 1–63). Величайшим богом О. считал Гелиоса и не почитал Диониса. Последний, разгневавшись, наслал на него менад (вакханок), которые растерзали О., разбросав повсюду части его тела. Смерть О. оплакивали все животные и растения. Голова его приплыла к острову Лесбос, где ее принял Аполлон и установил там культ О. (его голова пророчествовала и творила чудеса). Его останки собрали и предали огню музы, а его лира превратилась в созвездие. По версии Овидия (Метаморфозы 11. 67–84), вакханки, растерзавшие О., были наказаны Дионисом: превращены в дубовые деревья. На основе мифических сюжетов об О., а также синтеза аполлоновского и дионисийского начал в VI в. до н.э. в Греции возникла религиозно-философская система — орфизм. Основной ритуал дионисийских оргий — омофагия, был переосмыслен как преступление титанов, растерзавших Диониса-ребенка и отведавших его мяса. Искупить это преступление мог лишь чистый человек, посвященный в таинства и ведущий "орфический образ жизни", т. е. не евший мяса, вегетарианец. Сам О. был провозглашен учредителем новой религии, в связи с чем ему стали приписывать различные поздние прозаические и стихотворные тексты, от которых до настоящего времени сохранились так наз. "Орфические аргонавтики" (ок. V в. до н.э.), 87 орфических гимнов (ок. III–II вв. до н.э.) и ряд фрагментов. Тексты: Orphei hymni / Ed. G. Quandt. Berolini, 1955; Orphicorum fragmenta / Ed. O. Kern. Berolini, 1963. С. Ю. Трохачев
Теги: античность, античная философия Дисциплина: Философия Авторы: Трохачёв С. Ю. |