|
Персоналии ПлутархПЛУТАРХ Греч. , лат. Plutarchus (ок. 46 — после 119 гг. н.э.). Греческий писатель, чьи сочинения оказали огромное влияние на развитие таких литературных жанров, как биография, эссе и история в Новое время. Среди примерно 227 сочинений П. ведущее место занимают "Сравнительные жизнеописания" с биографиями наиболее выдающихся личностей греческой и римской истории, а также "Моралии" — собрание более 60 эссе по этике, религии, политике, литературе и др. разделам знания. Отец П. Аристобул также был биографом и философом. В 66–67 гг. П. обучался математике и философии в Афинах под руководством Аммония. Позднее общественные обязанности привели его в Рим, где он стал преподавателем философии, приобрел много друзей и, возможно, был лично знаком с императорами Траяном и Адрианом: по данным византийского "Лексикона" Свиды (ок. 1000 г.), Траян возвел П. в ранг проконсула. Церковный историк IV в. Евсевий Кесарийский сообщает, что Адриан в 119 г. назначил П. "попечителем" Греции, что вряд ли имело место в действительности. В одной греческой надписи засвидетельствован факт получения римского гражданства П.: его новое имя римское Местрий (Mestrius) было принято им от его друга, консула Луция Местрия Флора. П. много путешествовал, посетил центральную Грецию, Спарту, Патры, Сарды, Александрию, но в основном жил в родном городе Херонее, где занимал высокие посты в системе городских магистратов, а также возглавлял школу с преимущественным преподаванием философии и этики. П. поддерживал связь с Афинской академией и Дельфами, где располагался оракул Аполлона и где сам П. исполнял обязанности жреца в 95 г. Сведения о семье П. неточны. У него была жена Тимоксена, дочь, умершая в младенчестве, и четыре сына. Литературное наследие П. чрезвычайно велико. Так наз. каталог Ламприя, включающий 227 названий, неполон. Славу П. принесли его "Сравнительные жизнеописания". Этот сборник биографий, посвященный Сосию Сенесиону, другу императора Траяна и покровителю П., должен был в целом подтвердить идею мира и общей судьбы двух народов — греков и римлян, а также выявить в лице их лучших представителей образцы для подражания. Первая пара "Эпаминонд и Сципион" утрачена. Между тем именно там содержалось общее введение ко всему сборнику. Однако замысел П. вполне очевиден: греко-римские пары подбирались по общности характеров, что обеспечивало формальное сравнение. Порядок расположения материала, по-видимому, менялся П.: нынешний порядок более следует за хронологией жизней греческих героев. Всего сохранилось 22 парных биографий и 4 отдельных (Артаксеркс, Арат, Гальба и Отон). При написании биографий П., несомненно, использовал огромное множество источников. Более сложной оказалась работа над римским материалом: П. изучил латинский язык лишь к концу жизни. Форма изложения отличалась принципиальной новизной в сравнении с биографическим жанром эпохи эллинизма. П. сознавал, что он не пишет историю (Александр 1). Его задача — увлечь и просветить читателя. Отсюда — обилие этических экскурсов, включенных в традиционную схему рассказа о рождении, юности, достижениях и обстоятельствах смерти того или иного героя. П. не демонстрирует собственных симпатий, возможно, за исключением биографий спартанских царей и полководцев, где обнаруживается авторское сочувствие. "Моралии" П. состоят из сочинений, написанных в форме диалогов или диатриб. Действие некоторых происходит в семейном круге П. Отдельные сочинения касаются вопросов политики ("Наставления об управлении государством"), но в целом превалируют просветительские мотивы: "Пир семи мудрецов", "О музыке", "О воспитании" и др. Ряд сочинений — "О демоне Сократа", "Об упадке оракулов", "Об оракулах Пифии", "О надписи Е в Дельфах", "Об Исиде и Осирисе" иллюстрируют религиозные воззрения П., служившего жрецом Аполлона и посвященного в дионисийские таинства, с его пристальным вниманием к мистическим сюжетам. Особый раздел "Моралий" составили "Застольные беседы" в 9 книгах и 95 главах, каждая из которых посвящена какому-то конкретному вопросу: "Надо ли философствовать за вином" (1. 1), "Каким должен быть симпосиарх" (1. 4), "Что родилось раньше, курица или яйцо" (2. 3) и т. д. с охватом самых разнообразных отделов знания. В какой-то степени разыскания в области греко-римских древностей продолжаются в "Римских вопросах" и "Греческих вопросах", а этические постулаты П. нашли отражение в "Изречениях спартанцев", "Древних обычаях спартанцев" и др. В философии П. считал себя последователем Платона, на деле же его воззрения отличались эклектизмом, обнаруживая влияние стоиков, пифагорейцев и перипатетиков. Его философия была прежде всего этической, в последние же годы жизни в его творчестве заметен уход в мистику. Он был убежден в превосходстве греческой культуры, отдавая при этом должное достижениям римлян. Простота и ясность стиля, просветительский пафос П. привели к тому, что он еще при жизни стал пользоваться всеобщим уважением. Ему подражали ритор Элий Аристид, историк Арриан. Его сочинения брал с собой в походы император Марк Аврелий. Его много цитировали Прокл, Порфирий, император Юлиан Отступник. Его влияние обнаруживается и в сочинениях отцов церкви — Климента Александрийского и Василия Великого. Новая жизнь П. на латинском Западе начинается с возрождением греческой образованности в XV в. Итальянские гуманисты уже перевели на латинский многие сочинения П., до того как в 1509 г. был впервые издан греческий текст "Моралий", а в 1517 г. — "Сравнительных жизнеописаний". Во второй половине XVI в. появились французские и английские переводы этих произведений. Наследие П. хорошо знали Ф. Рабле и М. Монтень, который вполне сознательно подражал даже стилю "Моралий". В. Шекспир пользовался сочинениями П. как историческими источниками, а Ф. Бэкон превыше всего ценил его как моралиста. Для эпохи Возрождения П. стал образцом для подражания. Но, разумеется, его сочинения были необычайно популярны и в дальнейшем и остаются таковыми в настоящее время. Переводы: Застольные беседы. Л., 1990;Сравнительные жизнеописания. М., 1994. Т. 1–2. Литература: Аверинцев С. С. Плутарх и античная биография. М., 1973. BIBLIOGRAPHY:R.H. Barrow, Plutarch and His Times (1967, reprinted 1979); and C.J. Gianakaris, Plutarch (1970), are good general introductions that list further reading. C.P. Jones, Plutarch and Rome (1971), begins with a useful biography and continues by tracing his career under various Roman emperors. D.A. Russell, Plutarch (1973), provides a literary evaluation. С. Ю. Трохачев Теги: античность, античная философия Дисциплина: Философия Авторы: Трохачёв С. Ю. |