КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Иоаким и Анна

ИОАКИМ И АННА (Иоаким — греч

ИОАКИМ И АННА (Иоаким — греч. Ιωακειμ, евр. j'hojaqim, “Господь воздвигнет”; Анна — греч. 'Avvα, евр. hannah, “благодать”, “милость”), в хри­стианском предании родители Девы Марии, чета ближайших предков Иисуса Христа (церк.-слав. “богоотцы”). В канонических новозаветных текстах И. и А. не упоминаются (евангелисты в соответствии с иудейской традицией сак­рального права заинтересованы исключительно в генеалогии Христа со сторо­ны Иосифа Обручника, т. е., строго говоря, как бы в легальной фикции). Пер­воисточник многочисленных легенд об И. и А. — раннехристианский апокриф “Рождество Марии”, возникший ок. 200 (по-видимому, в Египте) и получивший впоследствии название “Протоевангелие Иакова”. По преданию, Иоаким происходил из колена Иуды, из царского и мессианского рода Давида (будучи, т. о., родичем Иосифа Обручника), а Анна - из колена Левия, из священниче­ского рода Аарона: в их браке соединилось наследственное преемство царского и священнического сана. Тот и другой сан получал утверждение в их личной праведности ветхозаветного типа: будучи людьми состоятельными, они треть своих доходов отдают на жертвоприношения и пожертвования в Иерусалим­ский храм, треть - на дела милосердия и только треть оставляют себе. До пре­клонных лет, несмотря на все их молитвы, им было отказано в потомстве. Ког­да Иоаким в очередной раз явился в храм с жертвой, его оттолкнули на том ос­новании, что его бездетность — очевидный знак отверженности, а значит, и его жертва неугодна Богу. Глубоко удручённый старец ушел из дому и жил с пас­тухами, в долгих жалобах оплакивая своё бесплодие среди общего плодородия природы (образец для многочисленных жалоб на бездетность в средневековой литературе, в том числе и русской), пока Ангел не велел ему возвращаться к же­не, обещав рождение младенца; то же обещание получила на молитве и Анна. Радостная встреча постаревших супругов у Золотых ворот Иерусалима - из­любленная тема живописи средних веков и Возрождения. И. и А. три года вос­питывают поздно родившуюся дочь (византийская иконографическая тради­ция знает изображение этой четы, склонившейся над Марией, которая делает свой первый шаг, - мотив, имеющий соответствие в том же апокрифе), а за­тем по обету посвящают её Богу и отдают в храм.

Для христианской догматики и культа отношения И. и А. - воплощение наиболее полной чистоты в браке, выражение христианской мистики брака, от­меченное печатью чуда (в католицизме в 19 в. оформился особый догмат о не­порочном зачатии Девы Марии в браке её родителей).

Из многочисленных изображений на тему легенды об И. и А. - фрески Джотто. На исходе средневековья на Западе Анна получает отдельный культ (отражающийся и в иконографии) как целительница болезней, особенно чу­мы. Народный культ Анны со всеми его грубыми, подчас отталкивающими чертами, но и со всей его жизненностью — тема гротескной поэмы француз­ского поэта 2-й пол. 19 в. Т. Корбьера “Площадной рапсод и прощение святой Анны”.


Теги:  христианство, Ветхий Завет, иудаизм
Дисциплина:  Религиоведение
Авторы:  Трохачёв С. Ю.