|
Персоналии СавонаролаСАВОНАРОЛА (SAVONAROLA) ДЖИРОЛАМО (1452-1498) — настоятель доминиканского монастыря, знаменитый итальянский проповедник и предшественник Реформации, организатор нравственно-общественных преобразований во Флоренции, сеньором и королем которой он провозгласил Иисуса Христа. С. провел в своем монастыре реформу: настоял на строгом соблюдении обета нестяжательства, распорядился продать монастырские имения и запретил любые проявления роскоши в одежде, питании, во всем монашеском обиходе; обязал монахов своими трудами добывать средства к жизни, в связи с чем завел школы живописи, скульптуры, архитектуры и книжной миниатюры. Поощрял занятия науками, в особенности богословием, философией и этикой; в целях лучшего понимания Священного Писания и проповеди христианства среди язычников учредил преподавание древнегреческого, древнееврейского и некоторых восточных языков. Авторитет С. был очень высоким не только среди простого народа, но и среди образованных кругов флорентийского общества; в числе его почитателей были известные гуманисты: Джованни Пико делла Мирандола, Анджело Полициано, прославленные художники: Сандро Боттичелли, Фра Бартоломео, юный Микеланджело и многие другие. В нем видели не просто проповедника, но пророка, умевшего предсказать грядущие события, например французское вторжение в Италию осенью 1494 г., приведшее к изгнанию Медичи из Флоренции. По его предложению во Флоренции были учреждены Большой Совет в качестве высшего органа государственной власти, с полномочиями избирать магистраты и принимать законы, и Совет Восьмидесяти в качестве совещательной инстанции при синьории, правительстве республики, а также была проведена налоговая реформа, предусматривавшая отчисление 10 % доходов с недвижимого имущества граждан. Вместе с тем были запрещены парламенты, т. е. собрания всего городского населения, которые, по мнению Савонаролы, могли стать удобным орудием для узурпации власти демагогами и тиранами. В 1496 г. по инициативе Савонаролы был основан ломбард, или заемный банк с низким процентом, предназначенный вытеснить ростовщиков, от которых потребовали в течение года покинуть Флоренцию. Благодаря настояниям С. монастырь Св. Марка в 1495-1498 гг. выкупил ценнейшую коллекцию греческих и латинских рукописей, принадлежавшую ранее Медичи, и поместил ее в монастырской библиотеке — единственном тогда доступном для общего пользования книгохранилище Европы. Характер повседневной жизни Флоренции под влиянием С. резко переменился: исчезла роскошь женских одежд, прекратились азартные игры, разгульная жизнь с пирами и песнопениями, любовные похождения, маскарады и карнавалы. Флорентийцы стали строго соблюдать посты, посещать церкви, свободное время проводить за изучением Библии, творить дела милосердия, даже возвращать «неправедно приобретенное» ремеслом купца или ростовщика. В карнавальные дни 1497 и 1498 гг. были устроены сожжения «суеты» — шутовских нарядов, масок, игральных костей, непристойных книг и рисунков и всего того, что некогда было атрибутом веселых празднеств и забав. Преобразования С. вызвали недовольство в определенных кругах флорентийского общества. Против него выступали как приверженцы Медичи, так и сторонники аристократического правления, составлявшие партию «озлобленных» (arrabbiati). Их союзником стал папский Рим, который С. за нравственную распущенность уподоблял Вавилону и который безуспешно пытался купить расположение своего неистового обличителя предложениями высших церковных должностей. Александр VI добивался от С. прекращения проповедей; в мае 1497 г. он отлучил С. от церкви, в ответ тот отказался признать отлучение законным и заявил о своем праве апеллировать к Вселенскому собору. Под угрозой папского интердикта в марте 1498 г. флорентийская синьория запретила С. выступать с проповедями. В посланиях к государям Европы он требовал передать свое дело на суд собора. В апреле 1498 г. противники С. устроили грандиозную провокацию: для установления правоты ему предложили подвергнуться Божьему суду — испытанию огнем, которое, впрочем, не состоялось. Народ отшатнулся от С., обвинив его в трусости; его сторонники, партия «плакс» (piagnoni), были деморализованы. Разъяренная толпа осадила и штурмом взяла монастырь Св. Марка. Савонарола, заключенный под стражу, был подвергнут пыткам, которые, однако, не дали его гонителям нужных признаний. Тем не менее он и двое его единомышленников были осуждены на смерть в качестве еретиков, повешены и сожжены.
Теги: католицизм, Возрождение Дисциплина: Религиоведение Авторы: Трохачёв С. Ю. |