|
Персоналии Сервет МигельСЕРВЕТ МИГЕЛЬ (Servet) (1509 или 1511-1553) — испанский мыслитель, врач. Высказал идею о существовании малого круга кровообращения и предугадал его физиологический смысл. Из-за критики христианских догматов подвергался преследованиям как со стороны католиков, так и со стороны кальвинистов. С. много путешествовал по Европе, в Страсбурге познакомился с видными немецкими гуманистами, Буцером и Эколампадием. В эти годы он приходит к отрицанию христианского догмата Троицы. В 1531 г. в Германии вышел в свет его трактат «Об ошибках троичности (De trinitatis erroribus)» (1531), направленный против догмата о Троичности Божества. За Иисусом Христом он признает одну человеческую природу, а Св. Духу приписывает символическое значение. Книга возбудила в Германии бурю протестов и была во многих местах сожжена. Переселившись в Париж, С. занялся медициной и физиологическими изысканиями. Эти изыскания привели его к открытию, ставящему С. в ряд предшественников Гарвея. (Приоритет С. в изучении кровообращения считался неоспоримым до тех пор, пока в 1929 г. в Дамаске не была найдена рукопись арабского врача Ибн-ан-Нафиса с описанием легочного кровообращения. Прямые текстовые совпадения в описаниях С. и Ибн-ан-Нафиса позволяют предполагать знакомство С. с текстом его арабского предшественника). Недовольство профессоров университета вызвали астрологические занятия С. Его дело рассматривалось Парижским парламентом, после чего С. был вынужден бежать из города. В 1532 г. появился другой его труд «Две книги диалогов о Троице (Dialogi de trinitate)», в котором он развивал свою полемику против учения о Троице. В течение 13 лет С. писал свой главный труд: «Christianismi restitutio (Восстановление христианства)», который издал в Лионе в 1553 г. Цель его — «восстановить христианство», которое, по мнению С., одинаково ложно толкуется как католиками, так и реформатами. Сходясь с анабаптистами относительно неправильности крещения младенцев, С. полагал, что крещение сообщает человеку дух Христа. На Христа к тому времени он стал смотреть уже как на Сына Божия. Дух Св., который есть Божественное дыхание, соединился с дыханием земной, сотворенной жизни, и это соединение составило душу Христа. Бог един и непознаваем, но открывается человеку в Слове и Духе, которые, по С.,— только модусы самовозвещения и самосообщения Божества, а не ипостаси. Против католичества С. полемизирует более яростно, чем против последователей Реформации; Римскую церковь называет содомской блудницей, а лютеранам и кальвинистам старается доказать, что умерщвление плоти и добрые дела столь же несомненно ведут к спасению, как и вера. С. еще до выхода книги сообщил важнейшие отрывки из нее Кальвину, который донес архиепископу вьеннскому, кто является автором анонимного трактата. Вследствие этого С. бежал из Вьенны и, пробираясь в Италию, проездом остановился в Женеве. Узнав о его прибытии, Кальвин донес на него городскому совету. С. был арестован и отдан под суд. На следствии и суде Кальвин выступил и следователем, и свидетелем, и обвинителем. Истощив теологические аргументы, Кальвин с жаром доказывал, что С. анабаптист, т. е. член секты, которая незадолго до того проявила революционное отношение к общественному строю. С., со своей стороны, ссылался на обычай древней Церкви, которая только изгоняла еретиков. Он был приговорен к сожжению на костре и сожжен 27 октября 1553 г., оставшись до конца верным своему учению. С. вошел в историю прежде всего как первая жертва протестантского фанатизма. Его смерть положила начало многовековой дискуссии о свободе совести. Первым трудом на эту тему был трактат известного итальянского гуманиста Себастьяна Кастеллио «О еретиках» (1554). Вольтер писал в «Опыте о нравах», что казнь С. произвела на него большее впечатление, чем все костры инквизиции.
Теги: католицизм, протестантизм Дисциплина: Религиоведение Авторы: Трохачёв С. Ю. |