КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Сергий Радонежский

СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ, преп. (в миру Варфоломей, 1314/13211391/1392) — величайший подвижник, преобразователь монашества в сев. Руси; основатель Троице-Сергиевой лавры (1335) и около 40 монастырей в северной Руси; один из наиболее почитаемых в России святых; сторонник укрепления великокняжеской власти; имел значительное влияние на современников. Происходил из знатного рода; родители его, Кирилл и Мария, принадлежали к ростовским боярам. Сначала обучение отрока Варфоломея грамоте шло весьма неуспешно, но потом, благодаря терпению и труду, он успел ознакомиться со Свящ. Писанием и пристрастился к церкви и иноческому житию. Около 1330 г. родители, оказавшиеся в нищете, должны были поселиться в гор. Радонеже. После их смерти С. отправился в Хотьково-Покровский м-рь, где иночествовал его старший брат Стефан. Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию, он оставался здесь недолго и убедил Стефана вместе с ним основать пустынь на берегу р. Кончуры, посреди глухого Радонежского бора, где и построил (ок. 1335 г.) небольшую деревянную церковь во имя Св. Троицы. На месте этой церкви стоит теперь знаменитый соборный храм во имя Св. Троицы, для которого преп. Андрей Рублев написал всемирно известную храмовую икону. Вскоре Стефан покинул брата, и, оставшись один, С. принял в 1337 г. иночество. Года через два-три к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель. С. был ее вторым игуменом (первый — Митрофан) и пресвитером (с 1354 г.), подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием. Постепенно слава его росла; в обитель стали обращаться все, от крестьян до князей. Многие селились по соседству с обителью, жертвовали ей свое имущество. Поначалу терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду, пустынь обратилась в богатый монастырь. Слава С. дошла даже до Царьграда: патриарх Константинопольский Филофей прислал С. с особым посольством крест, параманд, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие, а также дал совет ввести в монастыре строгое общинножитие. По этому совету и с благословения митрополита Алексея С. ввел в монастыре общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях. Высоко уважавший радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но С. решительно отказался. По словам одного современника, С. «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточенные сердца; очень часто примирял враждующих между собою князей, уговаривая их подчиняться великому князю Московскому (напр., Ростовского князя — в 1356 г., Нижегородского — в 1365 г., Рязанского Олега др.), благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича. Отправляясь на эту битву, последний, в сопровождении князей, бояр и воевод, заехал к С., чтобы помолиться с ним и получить от него благословение. Благословляя его, С. предрек ему победу и спасение от смерти и отпустил в поход двух своих иноков, Пересвета и Ослябю. В 1392 г., 25 сентября, С. скончался, а через 30 лет были обретены нетленными его мощи и одежды; в 1452 г. он был причислен к лику святых. Кроме Троице-Сергиева м-ря, С. основал еще несколько обителей (Благовещенскую на Киржаче, Борисоглебскую близ Ростова, Георгиевскую, Высотскую, Галутвинскуюи др.), а его ученики учредили до 40 м-рей, преимущественно в северной Руси. Память 25 сентября (8 октября) и 5 (18) июля. См.: Голубинский Е. Преп. Сергий Радонежский и созданная им лавра. Сергиев Посад, 1892; Эйнгорн В. О значении преп. Сергия Радонежского и основанной им обители в русской истории. М., 1899.

 


Теги:  православие
Дисциплина:  Религиоведение
Авторы:  Трохачёв С. Ю.