|
Персоналии Толстой Л. Н.ТОЛСТОЙ ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ, граф (1828-1910) — великий русский писатель, член-корреспондент (1873), почетный академик (1900) Петербургской АН, религиозный мыслитель-моралист (сильно расходившийся с церковным вероучением и традицией; последователей его понимания христианства называли «толстовцами»; отлучен от Церкви в 1901 г.). Скончался в пути, направляясь в Оптину пустынь. Помимо оценки Т. как художника важно дать оценку Т. как мыслителя. Он ставил перед собой и перед обществом (особенно начиная с 80-х гг.) вопросы смысла жизни и веры, подвергал критике все государственные институты, доходя до отрицания науки, искусства, суда, брака, достижений цивилизации. Новое миропонимание писателя отражено в «Исповеди» (опубликована в 1884 г. в Женеве, в 1906 г. в России), в статьях «О переписи в Москве» (1882), «Так что же нам делать?» (1882-1886 гг., опубликована полностью в 1906 г.), «О голоде» (1891 г., опубликована на английском языке в 1892 г., на русском — в 1954 г.), «Что такое искусство?» (1897-1898), «Рабство нашего времени» (1900 г., полностью опубликована в России в 1917 г.), «О Шекспире и драме» (1906), «Не могу молчать» (1908). Социальные взгляды Т. опираются на представление о христианстве как о нравственном учении, а этические идеи христианства осмыслены им в гуманистическом ключе как основа всемирного братства людей. Этот комплекс проблем предполагал анализ Евангелия и критические оценки богословских доктрин, чему посвящены религиозно-философские трактаты Т.: «Исследование догматического богословия» (1879-1880), «Соединение и перевод четырех Евангелий» (1880-1881), «В чем моя вера» (1884), «Царство Божие внутри нас» (1893). Высказываемые Т. призывы к прямому и безотлагательному следованию христианским заповедям были довольно негативно встречены в обществе. Особенно широко обсуждалась его проповедь непротивления злу насилием, ставшая импульсом к созданию целого ряда художественных произведений: драмы «Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть» (1887) и народных рассказов, написанных в намеренно упрощенной, «безыскусной» манере. Пацифизм Т. осуждался очень многими и весьма достойными людьми. Его называли «лицемерным непротивленством Льва Толстого», лицемерным потому, что оно тайно рассчитывает на противление других. В рамках нового миропонимания и новых представлений о христианстве Т. выступал против христианской догматики и критиковал сближение церкви с государством, что привело его к полному разобщению с Православной церковью. В 1901 г. на это последовала реакция Синода. Как тогда, так и сегодня многими светскими людьми неправильно понимается касающееся Т. постановление св. Синода. Много говорят об «анафеме», понимая ее как проклятие. Однако Постановление Синода свидетельствует лишь то, что сам Т. заявлял своими высказываниями. Поддерживаемая им община «духоборцев», как и организовавшаяся община «толстовцев», признавались сектами (такое понимание сохраняется и в наши дни). Общественность и паства церковная должны были знать об отношении Церкви к учению Т. Нравственная проповедь и воздействие художественной литературы не становились слабее от признания Церковью того, что Т. из нее вышел. Стремление в Оптину пустынь, настойчивый поиск Толстым христианской позиции, христианского решения мировых проблем вел его обратно к Церкви, но в земной жизни он так и не успел вернуться. См. о нем: Л. Н. Толстой: pro et contra. СПб.: РХГИ, 2001.
Теги: литература и музыка, русская философия Дисциплина: Религиоведение Авторы: Трохачёв С. Ю. |