|
Персоналии Фотий, патр.ФОТИЙ, св. (ок. 810 или ок. 820-890-е гг.) — Константинопольский патриарх с 858 по 867 г. и с 878 по 886 г. (был избран патриархом, после того как светская власть вмешалась и сместила патриарха Игнатия, добиваясь от него добровольного отречения); знаток античной литературы, составитель «Мириобиблиона», автор богословских сочинений: «Амфилохий», «О тайноводстве Св. Духа», «Об отпрысках манихейских» и др.; был возведен в патриархи прямо из мирян императором Михаилом III; Рим не признал Фотия, что повлекло взаимное отлучение и прекращение церковного общения. В окружном послании, приглашавшем епископов на собор в Константинополе в 867 г., патриарх Фотий перечислил уклонения латинян от первоначальной церковной практики (пост в субботу, безбрачие духовенства, совершение евхаристии на пресном хлебе, Filioque, совершение миропомазания только епископами), что явилось первым списком претензий, обращенных представителями греческой традиции к латинской традиции. Способствовал распространению влияния Византийской церкви в славянских землях (в Болгарии, Моравии), что привело к конфликту с папством. Были и другие мотивы для конфликта с Римом. Св. Фотий проявлял живой интерес к просвещению и начал свою деятельность с обновления епископата, призвав к нему людей, от которых мог ожидать содействия, преимущественно своих же учеников; подобно патриарху Мефодию (предшественнику Игнатия), Ф. гуманно относился к еретикам, стремился ограничить непомерное влияние монахов и очистить монашество от злоупотреблений. Монахи, особенно Студийский монастырь, встретили избрание Ф. крайне враждебно; вся партия Игнатия перешла в оппозицию, отношения партий обострились: игнатиане произнесли анафему на патриарха и его приверженцев, фотиане ответили тем же. Партия Игнатия подверглась со стороны правительства жестоким преследованиям, но угрозы и насилия не могли заставить свергнутого патриарха добровольно отречься от сана. Теснимые могущественными врагами, игнатиане решились на шаг, окончательно подорвавший их авторитет: изменив основным политическим задачам Византийской церкви, они обратились за поддержкой в Рим, что было воспринято как готовность безусловно подчиниться папскому примату. Все это вместе, включая письма папы, не признавшего избрания Ф., вынуждало св. Фотия резко осудить позицию Рима. Однако император Василий I (с 23 сент. 867 г.) считал столкновение с Римом слишком опасным для своего воздвигнутого на преступлении царствования и совершил новый церковный переворот, убедив Ф. сложить с себя патриарший сан. В Италию было отправлено новое посольство, с извещением о восстановлении Игнатия на патриаршем престоле и с просьбой о его утверждении. С 5 окт. 869 г. по 28 февр. 870 г. в св. Софии заседал собор (названный Римской церковью 8-м Вселенским) под председательством папских легатов. Решения этого собора явились полной победой Римской церкви: Ф. и его приверженцы были отлучены от Церкви, результаты их действий уничтожены, Восточная церковь поставлена в зависимость от курии. Однако эта победа была непродолжительной. В вопросе о новообращенных болгарах даже игнатиане дали решительный отпор притязаниям папы, вследствие чего немедленно после закрытия собора борьба с Римом возобновилась. Настроение народа и большинства духовенства решительно было на стороне Ф., который с достоинством, не защищаясь, выслушал приговор собора и удалился в монастырь. Также повели себя и многочисленные приверженцы Ф., отказавшиеся подписать унизительную, составленную в Риме формулу и подчиниться решению управляемого легатами собора. Все это произвело на народ огромное впечатление, поднимавшее авторитет Ф. Благоприятное для Ф. движение усиливалось фанатизмом Игнатия и его низкопоклонством перед Римом. Не догматический и обрядовый спор, а глубокая национальная и культурная рознь между Западом и Востоком неминуемо вели к разделению и в церковном отношении; все с большей резкостью проявлялось то движение обособления, которое началось политическим отделением Восточной империи, продолжалось во время христологических споров, усилилось во время иконоборчества и в XI в. завершилось разделением церквей. Царь Василий с течением времени вполне подчинился влиянию Ф., который был избран в воспитатели наследника престола, а после кончины Игнатия, незадолго перед тем примирившегося со своим противником, вторично вступил на патриарший престол (окт. 877 г.). Для укрепления своего положения патриарх желал примириться с новым папой Иоанном VIII (872-882). По просьбе Василия папа прислал своих легатов на собор, который должен был умиротворить Церковь. На новом соборе, состоявшем из 383 епископов (с ноября 879 по март 880 г.), Ф. не только добился признания, что могло быть истолковано в смысле извинения курии, но и настоял на включении в акты собора, в опровержение решения собора 869 г., восточной формулы об исхождении Св. Духа. Столь же решительное поражение понесли папские легаты и в вопросе о главенстве римского престола, и в болгарском вопросе. Не добившись соглашения, кардинал Марин объявил, что Рим прекращает всякое общение с Ф.; папа Иоанн VIII снова отлучил патриарха от Церкви. Даже воцарение миролюбивого Льва VI Мудрого (886-911), заставившего Ф. покинуть патриарший престол в пользу шестнадцатилетнего брата императора, Стефана, внесло лишь весьма призрачный мир. Вторично низложенный, но сопровождаемый общим сочувствием, Ф. удалился в монастырь, где и скончался. Считается, что он умер в 891 г.; сведения о последних годах его жизни крайне скудны. Ввиду примирительной политики, которой держалась Византия после 886 г., реабилитация Ф. через внесение его имени в синодик православия произошла сравнительно поздно; но уже один из ближайших преемников Ф., его почитатель и ученик Николай Мистик, сильно содействовал очищению его памяти, а на соборе 1156 г., наряду со святоотеческими, приводились места из сочинений Ф. Вторичное низложение Ф. отнюдь не привело к отречению Греческой церкви от своих притязаний; его церковно-политическая программа через несколько поколений была восстановлена. О втором периоде размолвки с Римом при Ф. существует чрезвычайно важный труд католического византиниста о. Франтишека Дворника, в котором он пересматривает традиционную оценку римских церковных историков. Почти все сочинения Ф., кроме «Словаря», изданы у Migne («Patrol. gr.», 101-104, 1860). Сведения о позднейших изданиях некоторых произведений Ф. см. у Крумбахера («Gesch. der Byzantin. Litteratur». 2-е изд. 1897. С. 77 сл.; 722 сл.). Лучшая книга о Ф. принадлежит католическому писателю Гергенретеру (Hergenrother J. Photios, Patriarch von Konstantinopel, sein Leben, seine Schriften u. das Griechische Schisma. 3 т. Регенсбург, 1867-1869); См. еще: Яреда Г. (иером. Герасим). Отзывы современников о Ф. // Христианское чтение. 1872-1873); Лебедев А. П., проф. Очерки внутренней истории Византийско-Восточной церкви в IX, Х и XI вв. 2-е изд. М., 1902; Его же. История разделения церквей в IX, Х и XI вв. М., 1900; Иванцов-Платонов А. // Журн. Мин. нар. просв. 1892. Т. 280, 281, 283; Успенский Ф. И. Очерки по истории Византийской образованности. СПб., 1891.
Теги: православие, Византия, средневековая философия Дисциплина: Религиоведение Авторы: Трохачёв С. Ю. |