|
Персоналии Агриппа из НеттесхеймаАГРИППА из Неттесхейма, Генрих Корнелий (1486-1534) – немецкий врач, писатель и философ. Познакомившись с астрологией под влиянием отца и получив степень магистра свободных искусств, А. продолжил занятия оккультизмом, принесшие ему дурную славу, в течение многих последующих лет, путешествуя и сменив множество занятий: от военной службы у короля Фердинанда и чтения лекций по теологии в Туринском университете до службы придворным врачом у Луизы Савойской (которой в дальнейшем будет посвящена работа «О превосходстве женского пола»). Близкое знакомство с каббалистом Иоганном Тритемием и его работами создало А. репутацию «иудействующего еретика» и мага. Наиболее прославился своей ранней работой «Об оккультной философии» (написана ок. 1510, опубликована в 1533), наиболее обширным для своего времени магическим сводом, хотя и не отличавшемся самобытностью или оригинальностью идей. Работа, ставшая вскоре классической, была посвящена магии, которая определяется как «совершеннейшая высшая наука <…> абсолютное завершение всей благороднейшей философии», которая «включая всю философию, физику и математику, добавляет к ним силу религии». В первом разделе рассматривается т. н. элементарная магия, оперирующая в основном с природными материалами на основе астрологических закономерностей. Здесь в качестве ее теоретической основы полностью заимствуется теория магии Фичино и его схема тела, души и духа мира. Во втором разделе, посвященном математической магии, описывается возможность совершения магических операций уже с числовыми закономерностями. Высшей ступенью магического искусства, которой посвящена третья часть труда А., была так называемая небесная магия, предлагавшая механизм магического обращения уже с божественными, ангельскими и демоническими именами. Здесь А. широко заимствует имевшийся к тому времени в его распоряжении, благодаря знакомству с работами Рейхлина и Тритемия каббалистический материал. Сюда включалось, в частности, общение с ангелами и демонами, заклинание и вызывание духов, в т. ч. умерших людей. С магической точки зрения описываются и религиозные церемонии. Вскоре А. создает работу «О трех разумных способах познания Бога» (1515), где определяет последние как наблюдение за природой, чтение пророков и чтение Нового Завета соответственно. Более к магической проблематике А. не возвращается. Позднее он создает труд «О нищете наук» (1526) – скептическое изображение состоянии тогдашних наук в сатирическом ключе, содержащее выпады и против «оккультных» наук. Несмотря на это, А. имел в последующей традиции репутацию мага и чернокнижника. Согласно позднейшей легенде, А. держал в доме дьявольского пса, который после смерти унес его в ад. В сатирической поэме «Хюдибра» Самуэля Батлера (1613-1680) читаем: «Был у Агриппы мопс из Ада / и видом и обличьем просто пес / он наставлял его, шептал на ушко / что все науки – лишь игрушка». Соч.: Agrippa H. C. De occulta philosophia libri tres. Lugdunum, 1550. Лит.: Nauert Ch. G. Agrippa and the Crisis of Renaissance Thought. Urbana, 1965; Yates F. A. Giordano Bruno and the Hermetic Tradition. Chicago, 1964. М. М. Фиалко Теги: оккультизм Дисциплина: Философия / Религиоведение Авторы: Фиалко М. М. |