|
Персоналии СведенборгСВЕДЕНБОРГ, Эммануил (1688–1772) – шведский ученый, а также широко известный мистик-визионер. Родился в протестантской семье профессора теологии, известного своим подчеркиванием необходимости мистического общения с Богом в противовес традиционной протестантской идее спасения только верой (sola fide). С. получил прекрасное естественнонаучное образование и стал крупным натурфилософом своего времени. В 1716-1718 издает журнал «Северный Дедал», посвященный новостям из мира естественных и технических наук, в котором публикует среди прочего и свою модель пилотируемой летающей машины. С. был пионером нейрофизиологии, именно ему принадлежит идея нейрона как единицы нервной системы и попытка объяснить действие последней как «вибрации и сокращения», а также ассоциация интеллекта с деятельностью лобных долей головного мозга. В космологии С. выступил прямым предшественником теории происхождения Вселенной из туманности, разработанной через 20 лет Кантом и Лапласом. Широкую известность С. принес также изданный в 1735 фундаментальный труд «Философские и минералогические работы». Его работа «О начале естественных вещей» (1734) была посвящена в т. ч. и философским вопросам. В ней описывается происхождение мира – в неоплатоническом ключе как эманация Бесконечного. В 1734 во «Введении в философию, рассуждающую о бесконечном и конечной цели творения и о механизме действия души и тела» высказывается идея человека как цели всего творения. В 1742 выходит «Устройство животного мира», посвященное устройству нервной и кровеносной системы животных и человека в рамках идеи о связи души и тела в человеке. В 1744–1745 С. испытывает ряд мистических видений, во время которых, по его словам, лицезреет ад, рай и ангелов. Вся последующая жизнь С. была посвящена рассказу о данном ему откровении. Один из важнейших трудов С., основанных на этом откровении – «О небесах, о мире духов и об аде» (1758). Основоположение мировоззрения С. – идея человека как ключа ко всему миру, ибо для него тело человека имеет прямое соответствие и в небесном мире. Более того, согласно Сведенборгу, небесный, ангельский мир есть не что иное, как Человек, или, как Сведенборг иногда именует его, «Maximus Homo» («полный», или «максимальный» человек), так же как сам Бог, который, по Сведенборгу, есть «Господь и Солнце Вселенной, из которого этот мир проистекает», есть сам человек. При этом такой человек обладает всеми органами обычного человека, и каждая часть ангельского мира соответствует той или иной части человека. Согласно С., этот Бог-Человек троичен, но не как три лица одной сущности, а как три сущностные части (essentialia) одного лица и одной сущности, единые как бытие (Отец), существование (Сын) и действие (Дух святой). Этот важный постулат был одним из важнейших пунктов расхождения его с официальным церковным учением, и С. уделил внимание полемике с афанасиевым символом веры, который этому противоречит («не сливая лиц и не разделяя сущности»). С. утверждал, что в древнейшей церкви этой идеи не было, и что, введенная с Никейского собора 325 г. и поддержанная Афанасием Великим, она породила веру, которая «извратила всю христианскую церковь» как вера в трех богов. Также С. (как и его отец) выступал против протестантской идеи спасения только верой, считая ее неотделимой от любви, а саму идею аналогично извратившей церковь в прямой связи с введением идеи Троицы (также разделявшей Лица). Согласно С., второе пришествие Христа уже произошло в земном и небесном мире в 1757, незамеченное всеми из за греховности церкви через внутреннее духовное откровение Христа благодаря работам самого С. Уже после смерти С. движение его последователей (часто известное под именем «Новая церковь») приобрело множество сторонников. В 1815 в Америке создана «Сведенборгианская церковь Северной Америки», действующая до нашего времени, которая трансформировалась в 1890 в отдельно существующую, крупнейшую на сегодняшний день и более консервативную «Большую церковь Нового Иерусалима», насчитывающую ок. 7 тыс. членов, имеющую филиалы в Америке, Англии, Канаде, Индии и Южной Африке. Соч.: Swedenborg E. De Nova Hierosolyma et Ejus Doctrina Coelesti ex auditis e coeloquibus praemittitur aliquid de Novo Coelo et Nova Terra. London, 1758. Swedenborg E. Vera christiana religio continens universam theologiam novae ecclesiae… a domino praedictae. Amsterdam, 1771. Swedenborg E. Sapientia angelica de divino Amore et divina Sapientia. Stuttgart, 1843. Лит.: Larsen T., Larsen L. J. F., Woofenden W. R. Emanuel Swedenborg. A Continuing Vision. New York, 1988; Lachman G. Swedenborg: An Introduction to His Life and Ideas. London, New York, 2012. М. М. Фиалко
Теги: протестантизм, мистика, оккультизм Дисциплина: Философия / Культурология / Религиоведение Авторы: Фиалко М. М. |