|
Персоналии АвалокитешвараАВАЛОКИТЕШВАРА (санскр.: «Господь, взирающий с высоты») – бодхисаттва милосердия и сострадания. Духовный сын и воплощение энергии будды Амитабхи. Первое упоминание о нем встречается в «Сукхавативьюха-сутре», более полное описание развернуто в «Саддхармапундарика-сутре» (обе II в. н.э.). В более поздней «Карандавьюха-сутре» А. почитается выше всех будд. Существует 108 иконографических форм А. Самые ранние образы встречаются в Аджанте – пещерных храмовых комплексах IV–VI вв., где А. изображается как Падмапани (санскр.: «Держащий в руках лотос»). Широко известен образ Шадакшарилокешвара (санскр. «Господь шести слогов») – сидящего четырехрукого А. К А. обращена известная мантра «ом мани падме хум» (санскр.: «сокровище в лотосе»). Наиболее почитается образ Экадашамукха (санскр.: «11-головый») с 1000 руками. В этой ипостаси А. изображается стоящим на лотосовом троне. В каждой из его 1000 ладоней – по глазу, чтобы видеть страдания всех и помочь всем, кто искренне к нему обратится. Миф рассказывает, что однажды будда Амитабха посмотрел с небес на землю, увидел, как страдают люди, и из его глаза выкатилась слеза, из которой родился Авалокитешвара. А когда бодхисаттва посмотрел на море людских страданий, его голова раскололась на десять частей. Амитабха их собрал и сверху приставил свою, одиннадцатую. Земным воплощением А. считаются Далай-ламы Тибета, а их дворец в Лхасе называется Потала, как и мифический небесный дворец А. На Дальнем Востоке культ А. получил широкое распространение одновременно с «Саддхармапундарика-сутрой». В Китае примерно в VIII в. его образ превратился в женский образ бодхисаттвы Гуаньинь (кит.: «Слышащая звуки»). Сформировалось 33 ее иконографические формы. В Японии имя бодхисаттвы стало произноситься Каннон, в Корее – Квансеум. Можно предположить, что формирование женского образа А. связано с отнесением идеи сострадания к женскому, материнскому началу, особенно учитывая значение культа богинь-матерей на Дальнем Востоке. Исследователи также усматривают причину изменения в слиянии двух просветленных: А. и широко почитаемой в Индии бодхисаттвы женского пола Тары. Лит. Елихина Ю. И. Культы основных бодхисаттв и их земных воплощений в истории и искусстве буддизма. СПб., 2010; Мялль Л. Э. Авалокитешвара // Мифы народов мира. Энциклопедия / Гл. ред. С.А. Токарев. М.: Советская энциклопедия, 1980. С. 23-24. О. С. Хижняк Теги: религии Индии Дисциплина: Философия / Религиоведение Авторы: Хижняк О. С. |