|
Персоналии АмитабхаАМИТАБХА (санскр.: «Бесконечный свет»), в махаяне – будда западного направления, один из Пяти татхагат, глава «лотосового семейства». Представления о нем изложены в «Сукхавативьюха-сутре» («Большой» и «Малой») и в «Амитаюрдхьяна-сутре» (II в. н. э.). В иконографии А. изображается сидящим на лотосовом троне, в ваджрной (санскр.: алмазной) позе (со скрещенными ногами); руки сложены в жесте медитации, держат чашу для сбора подаяний; тело красного цвета, в монашеском одеянии. «Ездовое животное» А. – павлин. Красный цвет тела указывает на цели духовных практик, связанных с этим буддой: они направлены на преодоление энергии страсти в энергию милосердия и сострадания. Приводится сравнение страсти с бушующим огнем, разрушающим и сжигающим все на своем пути, а милосердия и сострадания – с укрощенным огнем, дающим свет и тепло. Воплощение энергии милосердия и сострадания – бодхисаттва Авалокитешвара, духовный сын Амитабхи. Земным буддой, принадлежащим к этому семейству, является Будда Шакьямуни. Амитабха считается владыкой Чистой земли, называемой Сукхавати (санскр: «Сфера блаженства», или «Счастливая земля»). Широко распространены ее иконографические и объемные изображения в виде макетов прекрасного сада, с прудами и лотосами, и дворцами из драгоценных камней, где А. изображается сидящим на лотосовом троне в окружении великих бодхисаттв. Подобные изображения являются объектом почитания и молитв. Существует также практика медитативного созерцания этой сферы. Имя и эпитеты А. говорят о его светоносной природе. Амитабха – это будда бесконечного света. Он имеет множество эпитетов, таких как: Безграничное сияние, Безупречное, Несравненное, Постоянное, Светлое, Чистое, Радостное, Спокойное сияние, Сияние мудрости, Сияние освобождения, Превосходящее солнце и луну сияние. Один из эпитетов стал именем будды Амитаюса (санскр.: «Бесконечная жизнь»), к которому обращены молитвы о здоровье и продлении жизни. Постоянной практикой почитателей А. является чтение мантры «Намо буддхая Амитабхая» (санскр.: «кланяюсь будде Амитабхе»). Адепты верят, что в результате этой практики в момент смерти А. заберет их лучом света в свою обитель, что нашло отражение в иконографии Дальнего Востока. В Тибете земным воплощением А. считается панчен-лама, второе лицо духовной иерархии. Лит.: Мялль Л.Э. Мифы народов мира. Энциклопедия. Гл. ред. С.А. Токарев. М.: Советская энциклопедия, 1980. С. 69; Хижняк О.С. Образ Сукхавати: символизм и натурализм // Четвертые Торчиновские чтения. Философия, религия и культура стран Востока. М-лы науч.конф. 7-10 февр. 2007 г. СПБГУ, 2007. С.418-425 О. С. Хижняк О. С. Хижняк Теги: религии Индии Дисциплина: Философия / Религиоведение Авторы: Хижняк О. С. |