|
Персоналии БуддаБУДДА (санскр.: «Пробужденный»). 1) Основатель учения, известный как Будда Шакьямуни; 2) тот, кто достиг просветления, стал буддой, но не проповедовал (санскрит: пратьекабудда). Считается, что таких будд бесконечно много, но имена их неизвестны. В махаяне добавляются еще два значения: 3) небесные будды, или будды созерцания. Среди них выделяется группа Пяти татхагат – небесных будд, владык чистых, духовных сфер, расположенных по пяти сторонам света. 4) ади-будда – изначальный будда, из которого происходят Пять татхагат и весь сонм просветленных существ – бодхисаттв, дхармапал, идамов. В буддийской мифологии есть представление о земных буддах, предшествовавших Шакьямуни, и о грядущих буддах. Следующим после Шакьямуни должен стать Майтрея, а всего на землю в нынешнюю эпоху придут тысяча будд. Так в мифологической форме утверждается духовная преемственность и непрерывность буддийской традиции. В современной литературе слово «Б.» трактуется как «пробужденный». При этом подчеркивается, что обычные люди находятся в состоянии духовного сна, не имеют духовных знаний, погружены в мирские, материальные проблемы бытия. Такое состояние называется «духовным неведением». Ему противопоставляется состояние пробуждения и просветления, понимаемого как прозрение в состоянии медитации, интуитивного постижения истины. Этому предшествует путь самоограничения в пище, питье, сне и отдыхе. От адепта требуется выполнение нравственных норм (отказ от 10 черных и выполнение 10 белых деяний) и устремление к высшим духовным качествам, характеризуемым как 4 безмерных в хинаяне (тхераваде) и как 6 парамит в махаяне. Путь, ведущий к достижению состояния Б., известен как Восьмеричный благородный путь. В краткой формуле он трактуется как единство мудрости (правильной картины мира), нравственности и медитации. Утверждается, что достижение этого состояния дает возможность прекратить круг рождений и смертей и больше не рождаться в сансаре. Это состояние называется «паринирвана». В противоположность этой изначальной цели буддизма, махаяна выработала идеал бодхисаттвы, не уходящего в паринирвану ради помощи другим живым существам.
Будда Шакьямуни (санскр.: «Отшельник из рода шакьев») – основатель буддизма. Время жизни Б. Ш. точно неизвестно. Буддийские школы называют разные периоды. В 1956 представители всех направлений буддизма договорились праздновать 2500 лет со дня паринирваны Будды. Таким образом, была признана самая дальняя хронология, называющая даты 623/622–544/543. В научной литературе также известны другие даты. Наиболее ранний источник жития Будды – произведение Ашвагхоши «Жизнь Будды» (I в. н. э.). В нем переплелись исторические, легендарные и мифологические сюжеты, а также проповедь основных положений учения. К историческим сведениям следует отнести: указание на принадлежность Б. к племени шакьев, рассказ об отшельническом периоде в Бодх-гае, о долгой проповеднической деятельности и создании монашеской общины, об уходе из земного бытия на территории племени маллов. Реальные факты преподносятся в легендарной форме. Говорится, что Шакьямуни родился в царской семье, в то время как историки утверждают, что его отец был вождем, а в племени господствовали принципы военной демократии. Мифологический элемент украшает повествование. Рассказывается, что мать Б. зачала его, увидев во сне белого слона, входившего в ее правый бок. Едва родившись, ребенок стал на ноги и сделал 7 шагов, на каждом из них расцвел лотос, и т. д. Житие содержит описание множества чудес, совершенных Буддой. Самое известное из них, когда он поднялся в воздух и испустил из себя одновременно струи воды и языки пламени. Так он победил в споре с учителями других религиозно-философских школ. Легендарно-мифологическая оболочка способствует передаче сложных философских истин. Так, рассказ о 4-х встречах (с больным, стариком, похоронной процессией и отшельником) передает основополагающую буддийскую идею о том, что жизнь есть страдание, и что есть духовный путь освобождения от страдания. В повествовании присутствует проповедь 4-х благородных истин и 12-тичленной цепи взаимозависимого происхождения. В рассказе о паринирване Б. встречается изложение 37 факторов просветления, суммирующих все учение Б. Весьма ценными являются сведения о похоронном обряде, кремации тела и возведении ступ над священными останками. В целом жизнеописание Б. – важный исторический и доктринальный источник, обладающий несомненными художественно-поэтическими достоинствами. Лит. Ашвагхоша. Жизнь Будды / Пер. К. Бальмонта. М., 1913; М., 1990; Будда // Мифы народов мира. Энциклопедия / Гл. ред. С. А. Токарев. М.: Советская энциклопедия, 1980. С. 189–190. О. С. Хижняк
Теги: религии Индии Дисциплина: Философия / Религиоведение Авторы: Хижняк О. С. |