|
Персоналии МайтреяМАЙТРЕЯ (санскр.: «дружественный, дружелюбный») – бодхисаттва и грядущий будда. Его имя указывает на важнейшее качество на пути духовного совершенствования. Один из самых ранних бодхисаттв, иконографический образ появляется уже в Гандхаре (Сев.-Зап. Индия) в первые вв. н. э.; почитается и в хинаяне (тхераваде), и в махаяне. Предсказания Будды Шакьямуни относительно М. появляются еще в текстах Палийского канона. В махаянских «Сукхавативьюха-сутре» и в «Саддхармапундарика-сутре» (II в. н. э.) Будда Шакьямуни всегда обращается к М., называя его Аджита (санскр.: непобедимый). Имя Майтрея-Аджита переводят как «Сострадательный-Непобедимый». Высказывается мнение, что этот образ сложился в результате слияния с мифологией «будущего чакравартина» (вселенского правителя) Аджиты. Имя грядущего будды заставляет исследователей высказывать предположения о его связи с ведийским Митрой и иранским Митхрой; в сказаниях о М. усматривают ожидания спасителя, охватившие весь Восток в начале н. э. «Майтрея-вьякарана-сутра» описывает чудеса и массовые обращения, которые будут сопровождать его приход. Согласно мифологии, М. в настоящее время пребывает на небесах Тушита в качестве бодхисаттвы, и, когда мир окончательно погрязнет во зле и грехе, спустится на землю, чтобы восстановить духовный закон. Он родится в обычной семье, достигнув духовной зрелости, отправится искать ступу, под которой один из предшествующих мифических будд Кашьяпа оставил для него монашеское одеяние; надев его, он начнет проповедь. Существуют разные иконографические формы М. Чаще всего изображается сидящим, спустившим ноги с трона. На голове его 5-лепестковая корона, за ней ступа – символ просветления. Одет в «юбку», на груди ожерелье, на руках браслеты, в руках лотосы. На правом лотосе – Колесо Учения, на левом – сосуд с напитком бессмертия. М. принадлежит к северному семейству будды Амогхасиддхи, воплощающего всеосуществляющую энергию (см.: Пять татхагат). В ожидании его прихода в монастырях устраивают праздник «круговращения Майтреи». Апогеем торжественного действия является процессия, во главе которой – повозка, запряженная белым слоном или зеленым конем из папье-маше. В карете везут скульптуру М. Верующие надеются, что «благая заслуга» участия в празднике будет зачтена, когда М. придет на землю. На Дальнем Востоке М. почитается под именами Милэ (кит.) и Мироку (яп.). В народном сознании его приход связывается с земным благополучием, довольством и весельем. Лит.: Майтрея // Мифы народов мира. Энциклопедия / Гл. ред. С. А. Токарев. М.: Советская энциклопедия, 1980. С. 89; Lamotte É. History of Indian Buddhism from the Origins to the Śaka Era / Tr. from French. Louvain-la-Neuve, 1988. P. 699–709. О. С. Хижняк
Теги: религии Индии Дисциплина: Философия / Религиоведение Авторы: Хижняк О. С. |