КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Культурология
Персоналии

Дюран Ж.

Жильбер Дюран (фр. Gilbert Durand, 1921 2012) –-французский социолог, антрополог и религиовед, исследователь форм и функций воображения в культуре, принимавший активное участие в разработках семинара «Эранос». В 1947—1956 профессор философии, а затем — социологии и антропологии в Университете Гренобль 2. Один из основателей (совместно с Л. Селье и П. Дюшаном) Центра исследований воображения (1966).

Ученик К. Г. Юнга, Г. Башляра, А. Корбена Д. стремился к созданию фундаментальной антропологической теории, в рамках которой обобщающий структуралистский метод позволил бы объединить психоанализ, социологию, а также сравнительные исследования религии и мифологии. Свой проект он характеризовал как социологию воображения или социологию глубин. Термин «социология глубин» отсылает к концептуальному и методологическому параллелизму мысли Д. с глубинной психологией Юнга и поэтологией Г. Башляра. Такие концепты как коллективное бессознательное, архетип, интровертированная интуиция, онирическое воображение, культурный комплекс оказали непосредственное воздействие на становление концепции Д. в первую очередь в том, что касается социологического бессознательного.

«Гранд-теория» Д. стремится преодолеть субъект-объектный дуализм европейского логоцентризма на основе своебразной «онтологии имажинэра», как «промежуточной реальности», локализованной между духом и жизнью, внутренним и внешним, проектом (будущим) и историей (прошлым). Понятие «имажинэр» (фр. l'imaginaire) указывает на общую основу воображения как способности (инстанции) и как процесса, а также на единство воображающего (субъекта) и воображаемого (продукта воображения).

Самостоятельность онтологического статуса имажинэра обеспечивает антропологический траект (фр. trajet anthropologique), под которым Д. понимает «схему», «маршрут», «траекторию», анонимно определяющую структуры и группы форм, режимы их динамических взаимодействий безотносительно к идентичности участвующих в траекте элементов. Применительно к психоанализу эта концепция позволяет рассматривать человека как траект коллективного бессознательного. Применительно к социологии обобщающим социальным траектом выступает социум. Тогда как объект и субъект, конституируемые им как ролевые идентичности, являются его функциональными следствиями. В заданной Д. перспективе человек является условием и проводником того, чтобы социальное сознание и коллективное бессознательное смогли через него осуществиться.

Осью антропологического траекта является миф в его обобщенном структурно-онтологическом смысле. Согласно Д., миф есть структурированная совокупность архетипов и символов, отражающая глубинные свойства воображения, присущие ему изначально. Его не следует изучать с помощью логоса (керигмы) и рассматривать как нечто историческое. Сама история есть создание мифа посредством имажинера. Д. указывает на два режима функционирования воображения: диурн (фр. diurne) – «дневной режим» и ноктюрн (фр. nocturne) – «ночной режим». Воображение в режиме диурна создает героические мифы, сопряженные с маскулинностью. В режиме ноктюрна рождаются две группы мифов: мистические мифы, сопряженные с феминностью и драматические мифы, синтезирующие противоположность мужского и женского. В конечном итоге творимый имажинером миф есть ответ на вызов смерти, .

Источники:

Gilbert Durand Les structures anthropologiques de l’imaginaire. Paris: PUF, 1960.

Gilbert Durand L’imagination symbolique. Paris: PUF, 1964.

L’imaginaire. Essai sur les sciences et la philosophie de l’image. Paris: Hatier, 1994.

Introduction à la mythodologie. Mythes et sociétés. Paris: Albin Michel, 1996.

Литература:

Дугин А. Г. Социология воображенияМ.:Трикста, Академический проект, 2010.


Теги:  мистика
Дисциплина:  Философия / Культурология
Авторы:  Цыпина Л. В.