КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Аверроэс

Аверроэс, араб. Ибн Рушд (лат. Averroes, Averrhoёs, ок. 1126-1198) – арабский философ, представитель мусульманского перипатетизма (фалсафы), прославившийся осуществленными в 1169-95 гг. по поручению халифа Абу-Якуба (чьим придворным врачом в Марракеше Аверроэс стал в 1182 г.) комментариями к трудам Аристотеля, благодаря чему в христианской Европе он стал известен как «Комментатор» (Commentator). Однако при халифе Абу-Юсуфе – вследствие осуждения ряда его идей мутакаллимами – Аверроэс был сослан в Лусену близ Кордовы (1195), а часть его работ была приговорена к уничтожению. Впрочем, в 1197 г. Аверроэс был вновь приглашен ко двору в Марракеш.

Его главные сочинения: комментарии ко всем основным трактатам Аристотеля (за исключением «Политики»), «Государству» Платона, «О разуме» Александра Афродисийского и др.; трактат «Самоопровержение самоопровержения» (лат. «Destructio destructionum philosophorum»), написанный в ответ на «Самоопровержение философов» аль-Газали (Альгазеля); «Рассуждение, выносящее решение относительно связи между религией и философией»; энциклопедия по медицине (лат. «Colliget») и др.

Считая, что «учение Аристотеля есть высшая истина, потому что его понимание было пределом человеческого понимания», Аверроэс видел свою задачу в изложении подлинной мысли Философа путем освобождения ее от позднейших искажений. При этом, согласно Аверроэсу, между религией и философией не существует противоречия, ибо различаются они лишь способом восприятия единой истины, явленной в Коране, чей текст обладает тремя уровнями постижения в соответствии с тремя видами интеллектуальной способности, присущими разным группам людей от рождения. Так, Аверроэс разделяет людей на: 1) аподиктиков, постигающих истину наиболее адекватным способом, т.е. путем строгих логических доказательств – это философы; 2) диалектиков, мыслящих с помощью лишь вероятностных доводов – это богословы; и 3) риториков, довольствующихся предоставляемой метафорами видимостью объяснения – это толпа, основная масса людей.

Образная трактовка творения как единократного акта создания мира «из ничего» предназначена исключительно для невежд. С философской же точки зрения, творение заключается в том, что Бог-Перводвигатель актуализирует содержащиеся в первой материи потенциальные формы, переводя их из возможного состояния в действительное: Бог есть Творец, «тянущий Вселенную от несуществования к существованию и сохраняющий ее». Из этого следует, что: мир, постоянно находящийся в движении от потенции к акту, существует извечно; он не может быть иным, чем он есть, и в целом пребывает в неизменности; он скреплен в единое целое абсолютной причинной обусловленностью, исключающей какую бы то ни было случайность или чудо, связанное с вмешательством божественной воли. При этом Бог постигает как все универсальное, так и все индивидуальное, но не извне, а из Самого Себя, являясь «мыслящей Себя Самое Мыслью».

Человеческое же познание, по Аверроэсу, возможно лишь в случае, если разум (как деятельный, так и возможностный) не входит в состав индивидуальной души, но являясь единой и общей для всех людей небесной субстанцией, вступает в контакт с душой в момент познавательного акта. Этот отделенный от индивидуальной души разум является вечным; индивидуальная же душа человека, лишенная собственного интеллекта, будучи формой тела, гибнет вместе с ним. Хотя Аверроэс и заявляет о своей вере в личное бессмертие, из его концепции вытекает, что таковым обладает лишь человеческий род в целом как носитель – через причастие безличному вечному разуму – пополняемого от поколения к поколению запаса знания.

Доктрина Аверроэса оказала сильнейшее влияние на схоластическую мысль Средневековья; в 1260-х гг. в Парижском университете зарождается движение т.н. «латинских аверроистов» (averroistae, Averrois sectatores): Сигер Брабантский и др. При этом учение Аверроэса о вечности мира, едином интеллекте и смертности индивидуальных душ – как противоречащее христианским воззрениям – подверглось критике со стороны Бонавентуры, Роджера Бэкона, Альберта Великого, Фомы Аквинского, Эгидия Римского, Раймунда Луллия и др. Однако в «Божественной комедии» Данте Аверроэс помещен в Лимбе совместно со всеми добродетельными нехристианами.

Лит.: Corpus commentariorum Avverois in Aristotelem. Cambridge (Mass.), 1953-56; Destructio Destructionum Philosophiae Algazelis (extr.). Milwaukee (Wisc.), 1961; Biblioteca arabica scholasticorum. Beirut, 1930-51; Опровержение опровержения / Пер. С.И. Еремеева. Киев – СПб., 1999 [То же (фрагм.) / Пер. А.И. Рубина, А.В. Сагадеева // Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IXXIV вв. М., 1961. С. 399-554]; Рассуждение, выносящее решение относительно связи между религией и философией // Сагадеев А.В. Ибн Рушд (Аверроэс). М., 1973. С. 169-199 [То же // Религия в изменяющемся мире (Философская мысль континентов). М., 1994].

А.М. Шишков

 


Теги: 
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы:  Шишков А. М.