|
Персоналии Алан ЛилльскийАлан Лилльский (Alanus ab Insulis, ок. 1128-1202/03) – французский теолог, философ, поэт; «доктор универсальный» (doctor universalis). Преподавал в Париже (ок. 1157-70) и Монпелье (ок. 1171-85). Боролся с ересью катаров; участвовал в III Латеранском соборе (1179). В старости, став цистерцианцем, удалился в аббатство Сито близ Дижона. Так как, согласно Алану Лилльскому, – на теолого-философские взгляды которого оказали влияние идеи Гильберта Порретанского и платонико-пифагорейские концепции Шартрской школы, – в борьбе с религиозными воззрениями, отрицающими доводы Откровения, бессмысленно обращаться к авторитету Писания и св. Отцов, для защиты католического учения следует прибегать к доводам разума. Теология, следовательно, должна по возможности строиться как совокупность высказываний, дедуктивно выводимых из самоочевидных посылок, т.е. приближаясь к модели, представленной в геометрии. Так, «Правила священной теологии» («Regulae de sacra theologia») Алана представляют собою цепь из 134-х аксиом с комментариями, которые, начиная с определения понятия «Монады», описывают процесс перехода от единичности Бога к множественности мира и логически приводят к постулатам, относящимся к богословской проблематике. Среди них определение: «Бог есть умопостигаемая сфера, центр которой везде, а окружность нигде (Deus est sphaera intelligibilis, cujus centrum ubique, circumferentia nusquam)». Алан использует данный метод и в полемическом трактате «О католической вере против еретиков» («De fide catholica contra haereticos»), замечая, что «у авторитета нос из воска, и его можно повернуть в любом смысле, а потому следует подкрепить его разумными доводами». Перу Алана Лилльского принадлежат также две, – написанные под влиянием Боэция и Бернарда Сильвестра, – аллегорические поэмы, сквозной темой которых является тема Природы как посредницы между Творцом и творением, поддерживающей установленный в мире порядок. Это «Плач Природы» («De planctu Naturae») – диалог, осуждающий тех, кто, греша, нарушает и извращает естественные законы; и «Антиклавдиан» («Anticlaudianus») – эпопея, рассказывающая о победе добродетелей над пороками путем сотворения Богом и Природой (с помощью богословия и свободных искусств) совершенного человека, после чего в мире воцаряется новый Золотой век. Кроме того, среди работ Алана Лилльского можно упомянуть моральное сочинение «О добродетелях и пороках и о дарах Св. Духа» («De virtutibus et vitiis et de donis Spiritus Sancti») и чрезвычайно популярный эталон средневекового символизма – «Стих о непрочном и бренном естестве человека» («Rhythmus alter, quo graphice natura hominis fluxa et caduca depingitur»), опирающийся на образ увядающей розы и начинающийся со слов «Omnis mundi creatura / Quasi liber et pictura / Nobis est et speculum... (Всякое творение в мире есть для нас как бы книга, картина и зеркало...)». Лит.: Opera // MPL, t. 210. Paris, 1855; Summa «Quoniam homines» // Archives d’histoire doctrinale et littéraire du Moyen Âge 28 (1953); De virtutibus et vitiis et de donis Spiritus Sancti // Psychologie et morale aux XIIe et XIIIe siècles 6 (1960), 45-92; О бренном и непрочном естестве человека / Пер. Ф.А. Петровского, Плач Природы [фрагм.] / Пер. М.Л. Гаспарова // Памятники средневековой латинской литературы X – XII веков. М., 1972. С. 330-347. А.М. Шишков
Теги: католицизм, схоластика, средневековая философия Дисциплина: Философия / Религиоведение Авторы: Шишков А. М. |