|
Персоналии Амальрик БенскийАмальрик Бенский, или Амальрик Шартрский (Amalricus de Bennes, Amalricus Carnotensis, ок. 1150-1205/07) – французский мыслитель, магистр теологии и свободных искусств Парижского университета. Обвиненный университетскими профессорами в пантеистической ереси, Амальрик был вызван в Рим для оправдания своего учения перед Иннокентием III; папа, однако, также подверг его осуждению (1204). По возвращении в Париж Амальрик, лишенный кафедры в университете, отрекся от своих взглядов и вскоре умер. Источник пантеизма Амальрика Бенского следует искать в неправильной интерпретации им тезиса Дионисия Ареопагита о том, что Бог есть «бытие всего» (esse omnium), в излишнем заострении соответствующих черт учения, изложенного в «Перифюсеоне, или О разделении природы» («Periphyseon sive De divisione naturae») Иоанна Скота (Эриугены), а также в неверном истолковании текста Писания, а именно слов ап. Павла: «Да будет Бог все во всем (et erit Deus omnia in omnibus)» (1 Кор 15,28) и слов ап. Иоанна: «В Нем была жизнь (in ipso vita erat)» (Ин 1,4). По мысли Амальрика, с одной стороны, поскольку Бог неизменен, Он уже является таким, каким будет, и, следовательно, уже есть все; а с другой – так как все, что есть в Боге, есть Бог, а жизнь есть жизнь в Боге всего сотворенного, то Бог опять-таки есть все, что есть. В целом же доктрина Амальрика сводится к следующим трем основным положениям. 1) «Все едино, так как все, что существует, есть Бог»: сотворенные посредством божественных идей многочисленные вещи сущностно коренятся, таким образом, в Боге и потому возвращаются в Него как в свое единство. 2) Каждый верующий есть «подлинный член тела Христа»: для спасения необходима вера в реальную тождественность между собой и частицей тела Спасителя и, таким образом, в реальное присутствие Его в каждом христианине. 3) «Кто следует закону любви, тот выше греха»: осознавший свое единство с Богом и пребывающий, таким образом, в божественной любви не способен грешить. Учение Амальрика Бенского было анафемствовано на Парижском поместном соборе 1210 г. (при этом собор издал также постановление об эксгумации его останков, которые были вырыты и брошены в поле), осуждено на IV Латеранском соборе 1215 г. (признавшем его «скорее безумием, нежели ересью») и запрещено для распространения Уставом Парижского университета от 1215 г. Лит.: Albert K. Amalrich von Bena und mittelalterlicher Pantheismus // Miscellanea Mediaevalia X (1976), 193-212; Capelle G.C. Autour de décret de 1210: III. Amaury de Bène, étude sur son panthéisme formel // Bibliothèque Thomiste 16. Paris, 1932; Dal Pra M. Amalrico di Bène. Milano, 1951; Hann F.G. Über Amalrich von Bena und David von Dinant. Villach, 1882; Jourdain Ch. Mémoire sur les sources philosophiques des hérésies d’Amaury de Chartres et de David de Dinant // Mémoires de l’Académie des Inscriptions et Belles-Lettres XXVI, 2 (1870), 467-498. А.М. Шишков
Теги: католицизм, схоластика, средневековая философия Дисциплина: Философия / Религиоведение Авторы: Шишков А. М. |