|
Персоналии Беренгарий ТурскийБеренгарий Турский (Berengarius Turonensis, ок. 999-1088) – французский богослов, ставший ок. 1031 г. главой школы при монастыре Св. Мартина в Туре, а в 1040 г. архидиаконом церкви Св. Маврикия в Анже. В трактате «О священной Трапезе против Ланфранка» («De sacra coena adversus Lanfrancum») Беренгарий Турский попытался, прилагая рациональные аргументы к осмыслению таинства Евхаристии, по-своему объяснить факт реального присутствия в Св. Дарах тела и крови Христа, что привело к отвержению им ортодоксального толкования Причастия. С его точки зрения, поскольку «нет ничего реального, помимо субстанций, а субстанция [в свою очередь] есть принадлежность только того, что доступно ощущению внешних чувств (по крайней мере, здесь, в земной жизни)», – изменение субстанций (corrupto subjecto) хлеба и вина невозможно без одновременного изменения соответствующих им акциденций (quod erat in subjecto), в отрыве от которых никакие субстанции существовать не могут (как и наоборот). Следовательно, если акциденции хлеба и вина при Причастии остаются неизменными, то и субстанции их не пресуществляются (сущностно не превращаются) в тело и кровь Спасителя. Однако в Евхаристии субстанции тела и крови при освящении Св. Даров сверхъестественным образом присоединяются к субстанциям хлеба и вина (consubstantiatio), так что изменяются не эти последние, но их действия на вкушающих, в душах которых и происходит истинное обращение. Так как неделимое тело Христово ранее уже вознеслось, указывает Беренгарий Турский, ему, следовательно, невозможно частично (как «portiuncula carnis») присутствовать в Причастии: ибо нельзя вкушать устами то, что «в прославленном виде находится на небесах» и уже не может быть оттуда отозвано («coelo devocari non poterit»). К тому же даже «если бы тело Христово было таким громадным, как громадна башня, которая здесь перед нами стоит, то оно все-таки давно было бы съедено, если бы так много людей его вкушало». В ответ на указанное сочинение Ланфранк Бекский написал «Книгу о теле и крови Господней против Беренгария Турского» («Liber de corpore et sanguine Domini adversus Berengarium Turonensem»). Его критические аргументы получили одобрение, в результате чего учение Беренгария было осуждено на соборах в Риме (1050), Верчелли (1050) и Париже (1051). На Римском же соборе 1059 г. Беренгарий был вынужден собственноручно предать огню свои сочинения и лично произнести ортодоксальное исповедание Евхаристии. Однако поскольку и после этого он не прекратил проповедовать прежние взгляды, они вновь подверглись осуждению – на соборах в Пуатье (1075/76), Риме (1079) и Бордо (1080), – в результате чего Беренгарий окончил свои дни под церковным надзором в островном монастыре Св. Космы на Луаре близ Тура. Лит.: De Sacra Coena adversus Lanfrancum liber posterior. Berlin, 1834 [Kerkhistorische Studien II. The Hague, 1941]; Rescriptum contra Lanfrannum. Turnhout, 1988; Шафф Ф. История Христианской Церкви. Т. IV. СПб., 2008. Гл. XI, § 128-130: Спор Беренгара, Теория Беренгара о вечере Господней, Ланфранк и триумф пресуществления. С. 343-354. А.М. Шишков
Теги: католицизм, схоластика, средневековая философия Дисциплина: Философия / Религиоведение Авторы: Шишков А. М. |