КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Газали, аль-

Газали аль-, лат. Альгазель (лат. Algazel, 1058/59-1111) – мусульманский теолог, философ, суфий; перс по происхождению. В 1085-95 гг. аль-Газали преподает богословие и право в багдадском медресе Низамийя, затем покидает Багдад и начинает вести жизнь странствующего суфия. В 1106 г. он возобновляет преподавание в Низамийя, но в 1110 г. становится отшельником в Тусе.

Среди его произведений: «Стремления философов» (лат. «Metaphysica»), излагающее систему арабского перипатетизма; «Самоопровержение философов» (лат. «Destructio philosophorum»), подвергающее критике содержание предыдущего трактата; компендиум мусульманской теологии «Воскрешение наук о вере»; автобиография «Избавляющий от заблуждения»; «Эликсир счастья» и др.

Исходя из того, что положения философии принципиально несовместимы с божественными истинами, раскрывающимися в исламской догматике (акиде), аль-Газали в «Самоопровержении...» критикует как опасные заблуждения 20 основных философских тезисов: о вечности мира, об отсутствии в божественной природе каких-либо атрибутов, об обладании Аллахом знанием лишь универсалий (но не единичных вещей), о невозможности индивидуального бессмертия и т.д. При этом аль-Газали отрицает и реальное существование естественной причинной закономерности: устойчивая последовательность событий во времени объясняется тем, что Аллах – как единственный субъект всякой деятельности – сопровождает по Своей воле одно явление другим.

Настоящее знание, согласно аль-Газали, есть не что иное, как исключительно знание истин веры: метафизические проблемы в принципе не подлежат человеческому разумению, вера же изначально заложена в душах людей, делящихся – в зависимости от отношения к ней – на тех, кто «отстранился и забыл», и тех, кто «долго размышлял и вспомнил». Потому всецело достоверным источником знания является заук («вкус», «вкушение») – мистическое созерцание, озарение души божественным светом, происходящее при удалении от чувственного опыта и рационального суждения и устремлении воли напрямую к Божеству. Формулируя в «Воскрешении...» концепцию божественного предопределения (кадара), аль-Газали следует теории касба, т.е. «присвоения» человеком тех или иных поступков, как бы предлагаемых ему на выбор Аллахом, истинным Творцом его действий. Осуществив выбор, «присвоив», т.е. совершив поступок, человек несет за него ответственность, несмотря на то, что сам этот поступок был предопределен.

«Самоопровержение...» аль-Газали подверглось критике со стороны Ибн Рушда (Аверроэса: «Самоопровержение самоопровержения», лат. «Destructio destructionum philosophorum»). Благодаря же тому, что его «Стремления...» были переведены в XII в. на латынь в отрыве от «Самоопровержения...», а также без пролога и заключения (где провозглашается цель написания работы), этот труд был воспринят схоластами так, будто в нем излагается мнение самого аль-Газали. Вследствие данного курьеза, «Стремления...» сыграли на латинском Западе роль влиятельного учебника аристотелизма, чрезвычайно способствуя его распространению.

Лит.: Самоопровержение философов [фрагм.] // Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IXXIV вв. М., 1961; Кимииа-йи са’адат («Эликсир счастья»). Ч. 1 (1-4) / Пер. А.А. Хисматулина. СПб., 2002 [Ч. II (2): Обычаи (с Прилож. А и В) / Пер. А.А. Хисматулина. СПб., 2007]; «Весы деяний» и другие сочинения [«Наставление сыну», «Книга, избавляющая от заблуждений»] / Пер. А. Минияновой, А. Сагадеева. М., 2004; Возрождение религиозных наук. В 10-ти тт. Тт. I-III. Первая четверть: О видах поклонения / Пер. И.Р. Насырова, А.С. Ацаева. Махачкала, 2011.

А.М. Шишков

 


Теги: 
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы:  Шишков А. М.