КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Гильберт Порретанский

Гильберт Порретанский, франц. Жильбер де ля Порре (лат. Gislebertus Porretanus, франц. Gilbert de la Porrée, 1075/80-1154) – французский теолог и философ, канцлер Шартрской школы в 1125/30-41/42 гг. Гильберт преподавал в Шартре и Париже, с 1142 г. он – епископ Пуатье.

Его главные работы – комментарии к трудам Боэция: «О Троице»; «О предикации трех Лиц»; «Каким образом субстанции могут быть благими», или «О гебдомадах»; «Против Евтихия и Нестория», или «О двух природах и одном Лице Христа». Гильберту приписывается также трактат «О различии между душою, умом и духом» («De discretione animae, mentis et spiritus»); однако в отношении «Книги о шести началах» («Liber de sex principiis») его авторство сомнительно.

Настаивая на разделении сфер философии (науки о мире) и теологии, Гильберт Порретанский утверждал, что положения последней не могут быть представлены в понятийной форме, – так как универсальные понятия (вида и рода) формируются при естественном познании на основе индуктивного опыта конкретных единичных вещей, являясь результатом процесса абстрагирования их сходных существенных признаков, т.е. врожденных форм (formae nativae), и последующего сопоставления их с другими врожденными формами, на которые те похожи и вместе с которыми образуют одну группу (collectio). При этом складывающиеся в уме понятийные схемы имеют корреляцию с метафизической структурой самой действительности, ибо именно реальное существование родовых и видовых форм – подобий (exempla), исходящих от божественных идей-первообразов (exemplari), – служит условием формирования соответствующих им понятий в человеческом разуме. Во всякой сотворенной вещи, по Гильберту, различаются: субсистенция (subsistentia) – «то, благодаря чему [вещь] есть» (id quo est), т.е. обладает бытием, и одновременно есть то, чтó она есть (это ее родо-видовая сущность, например, «человечность»); и субстанция (substantia) – «то, что есть» (id quod est), или само отдельное субсистирующее существо, являющееся носителем акциденций (например, конкретный человеческий индивидуум).

Используя же данную дистинкцию по отношению к божественной природе, Гильберт Порретанский производит различение в ней Божественности (Deitas, или Divinitas), – т.е. божественной сущности, в силу которой Бог есть и есть то, чтó Он есть (id quo est), – и непосредственно Бога (Deus), явленного в трех ипостасях-Лицах (id quod est). Но указанное различение применялось Гильбертом в сфере тринитарного богословия лишь по аналогии, ибо в то же время он настаивал, что в божественной природе, абсолютно простой и единой, сущность и актуальное бытие, т.е. Божественность и Бог всецело совпадают. Однако за эту концепцию, вызвавшую критику со стороны Бернарда Клервоского, Гильберт заслужил от своих оппонентов обвинение в ереси на соборах в Париже (1147) и Реймсе (1148), избежав, впрочем, официального церковного осуждения.

Лит.: Commentaria in Boethium (De Trinitate, De praedicatione, De hebdomadibus, Contra Eutychen et Nestorium) // MPL, t. 64. Paris, 1847, col. 1255-1412; Liber de sex principiis Gilberto Porretano ascriptus. Münster, 1953; De discretione animae, mentis et spiritus // Mediaeval Studies 22 (1960), 148-191; Комментарий к трактату Боэция «Против Евтихия и Нестория» / Пер. А.А. Коробкова, С.С. Неретиной // Антология средневековой мысли (Теология и философия европейского Средневековья). Т. 1. СПб., 2001. С. 372-402.

А.М. Шишков

 


Теги:  католицизм, схоластика, средневековая философия
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы:  Шишков А. М.