КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Гильом из Сент-Амура

Гильом из Сент-Амура (Guillelmus de Sancto Amore, 1200/02-1272) – французский теолог и философ, знаток канонического права, возглавлявший оппозицию профессоров Парижского университета из числа белого духовенства (секулярных магистров) против профессоров, являвшихся членами нищенствующих монашеских орденов – Доминиканского и Францисканского (мендикантов). С 1228 г. Гильом преподает свободные искусства в Парижском университете, в 1238 г. становится доктором канонического права, ок. 1250 г. получает звание magister regens теологии и избирается деканом теологических магистров Парижского университета.

В 1254 г. по инициативе Гильома из Сент-Амура все магистры-доминиканцы были исключены из профессорского состава и изгнаны из парижской университетской корпорации. В том же году он прибывает к Иннокентию IV в папскую резиденцию в Ананьи близ Рима, где оспаривает саму легитимность Францисканского ордена в виду приверженности многих его членов историософской концепции Иоахима Флорского. Поездка Гильома оказала влияние на то, что Иннокентий IV официально закрепил университетские установления 1252 г., согласно которым каждый орден мог занимать только одну кафедру. Одновременно им был отменен и целый ряд орденских привилегий (в проповедовании, совершении отпевания, принятии исповеди, служении таинств и т.д.). Однако вступивший в том же 1254 г. на престол новый папа Александр IV отменил решения своего предшественника и повелел парижским магистрам вновь допустить доминиканцев до преподавания в университете.

В ответ на это Гильомом из Сент-Амура была написана «Книга об Антихристе и его слугах» («Liber de Antichristo et ejusdem ministris»), в которой он старался показать, что доминиканцы, являясь псевдопроповедниками (pseudopraedicatores), суть те самые «вкрадывающиеся в домы» (penetrantes domos) предтечи Антихриста, появление которых, говоря о последних временах, предсказывал ап. Павел (II Тим. 3,6). Тогда в 1255-56 гг. Александр IV не только отстранил его от всех академических и церковных должностей, а также запретил впредь преподавать и проповедовать, но и потребовал от Людовика IX изгнать его из Французского королевства. Гильом же, в свою очередь, составил памфлет под названием «Краткий трактат об опасностях новейших времен» («Tractatus brevis de periculis novissimorum temporum»), где, обвиняя братьев нищенствующих орденов во лжи и ханжестве, снова заявил, что они подражают скорее Антихристу, чем Христу, Который, как и апостолы, жил Своим трудом, а не милостыней и подаянием. Данная работа также подверглась осуждению со стороны Александра IV, приговорившего ее еще и к сожжению. В результате в 1257 г. Гильом был выслан по королевскому указу из Франции, после чего он поселился в своем родном Сент-Амуре, находившемся под юрисдикцией Священной Римской империи.

Лит.: Opera omnia. Konstanz, 1632.

А.М. Шишков

 


Теги:  католицизм, схоластика, средневековая философия
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы:  Шишков А. М.