|
Персоналии Гильом из ШампоГильом из Шампо (Guillelmus de Campellis, ок. 1068/70-1121) – французский теолог и философ; «доктор достопочтенный» (doctor venerabilis) и «Столп учителей» (Columna doctorum). Став к 1103 г. архидиаконом в Париже, Гильом возглавил местную кафедральную школу Нотр-Дам, где его курсы слушал Петр Абеляр (1103-05). В 1108 г. – под напором уничижительной критики со стороны Абеляра – он вынужденно покинул указанную школу и удалился в полузаброшенное в то время аббатство Св. Виктора на окраине Парижа, где основал общину Ордена уставных (регулярных) каноников св. Августина, а также организовал преподавание теолого-философских дисциплин, что послужило началом формирования там Сен-Викторской школы схоластического богословия и созерцательного мистицизма. С 1113 г. Гильом – епископ в Шалон-сюр-Марн. Главный труд Гильома из Шампо – «О таинстве алтаря» («De sacramento altaris»), или «О Евхаристии» («De Eucharistia»). Принадлежность ему трактата «О происхождении души» («De origine animae»), «Диалога между Христианином и Иудеем о католической вере» («Dialogus inter Christianum et Judaeum de fide catholica»), сокращенного варианта «Моралий» Григория Великого («Moralia abbreviata») и нек. др. сочинений является сомнительной. Решая вопрос об онтологическом статусе общих понятий (universalia), Гильом из Шампо изначально проявил себя как приверженец доктрины реализма, в соответствии с которой универсалии имеют действительное, т.е. «реальное» (in re) существование. Настаивая на «общности универсалий» (communitas universalium), он утверждал, что всякое общее сущее всецело (tota) и существенно (essentialiter) содержится в каждом из охватываемых им индивидов, благодаря чему между индивидами одного и того же вида нет никакого различия по сущности (nulla esset in essentia diversitas), но они различаются только вследствие обладания ими отличными друг от друга множествами привходящих признаков, т.е. по причине разнообразия их акциденций (sola multitudine accidentium varietas). Однако позднее – с учетом контраргументов Петра Абеляра – Гильом откорректировал свои взгляды так, что стал учить о действительном различии индивидов не только по акцидентальным формам, но и по их сущностям: в отношении индивидуальных вещей одного вида нет, таким образом, никакой общей сущности, или, другими словами, сущность одного индивида не тождественна (non est eadem) сущности какого-либо иного индивида. Но отдельные индивиды являются сходными между собой благодаря тому, что определяющие их сущности пребывают в них совершенно неразличимо (indifferenter), т.е. будучи реально разными и не содержа в себе ничего общего, эти сущности в то же время подобны друг другу до полного безразличия: так, Сократ и Платон, не являясь одной и той же вещью, каждый обладают своими собственными сущностями, которые, однако, не имеют между собой никакого отличия, благодаря чему оба этих индивида относятся к одному виду «человек». Лит.: Opera // MPL, t. 163, col. 1039-1072; Диалог между Христианином и Иудеем о католической вере / Пер. С.С. Неретиной // Антология средневековой мысли (Теология и философия европейского Средневековья). Т. 1. СПб., 2001. С. 250-293. А.М. Шишков
Теги: католицизм, схоластика, средневековая философия Дисциплина: Философия / Религиоведение Авторы: Шишков А. М. |