КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Иоанн Солсберийский

Иоанн Солсберийский (Johannes Saresberiensis, 1115/20-1180) – английский философ, теоретик и практик церковно-государственной политики; эрудит и знаток античной литературной классики. В 1136-48 гг. Иоанн учился во Франции у Петра Абеляра, Гильома Коншского, Теодорика Шартрского, Гильберта Порретанского и др. Приняв духовный сан, он служил при папском дворе (1149-53), затем был секретарем у Кентерберийских архиепископов Теобальда и Фомы Бекета (1153/54-70). Поддерживая Фому в борьбе с королем Генрихом II, Иоанн стал свидетелем убийства архиепископа. С 1176 г. Иоанн – епископ Шартра.

Среди его работ выделяются: философская поэма «Энтетик об основоположении философов» («Entheticus de dogmate philosophorum»), педагогическое сочинение «Металогик» («Metalogicon») и политический трактат «Поликратик, или О забавах придворных и заветах философов» («Polycraticus seu De nugis curialium et vestigiis philosophorum»).

В «Металогике» настаивается на важности изучения грамматики, «колыбели всей философии» (totius philosophiae cunabulum), и диалектики как инструментальной дисциплины, знание которой предшествует размышлению над любым философским и богословским вопросом. При этом сама по себе диалектика бесплодна и не родит истину, если не зачнет ее на стороне: диалектиков, рассматривавших свой предмет как универсальное средство разрешения всех вопросов бытия, Иоанн Солсберийский насмешливо именовал «корнифициями» (cornificii), – видимо, намекая на римского поэта, оратора и государственного деятеля Корнифиция, о котором как о притеснителе Вергилия упоминается у Элия Доната («Жизнь Вергилия»: «Vita Vergilii», IV в.). Проявлявший критическое отношение к схоластическим дискуссиям, Иоанн тяготел к умеренной форме скепсиса как защите от пустословия и догматизма. В то время как полнота познания бытия дана лишь Богу, для человека несомненно лишь то, что непосредственно исходит из очевидностей разума, фактов опыта и положений веры. Проблемы же сущности души, соотношения свободы человеческой воли и божественного предопределения и т.п. в принципе неразрешимы силами нашего разума. Знание о природе универсалий самих по себе также нам недоступно, и остается лишь разобраться в том, как они возникают в нашем разуме: по Иоанну, универсалии суть умственные образы (figmenta rationis), формирующиеся в разуме в результате процесса абстрагирования сходных признаков индивидов и видов. Однако началом и целью философии является дарующая счастье любовь к истине и добродетели, а следовательно, – и прежде всего – к Богу: «Philosophus amator Dei est».

В порицающем порочные светские развлечения «Поликратике» Иоанн Солсберийский, уподобляя устройство общества строению человека, говорит, что душу государства образует духовенство, а его головой является король; и как в человеке тело управляется душою, так и государственное право должно выражать собой христианское представление о справедливости. Если же государь не подчиняется при создании и исполнении законов авторитету Церкви и активно противодействует наложенным на него Богом обязанностям, то он становится тираном, заслуживающим низложения и даже убийства.

Лит.: Opera omnia // MPL, t. 199. Paris, 1900, col. 1-1041; Металогик (кн. II, гл. 10) / Пер. И.П. Стрельниковой, Поликратик, или О забавах света и заветах философов [фрагм.] / Пер. В.В. Бибихина // Антология педагогической мысли христианского Средневековья. Т. 2. М., 1994. С. 99-104.

А.М. Шишков

 


Теги:  католицизм, схоластика, средневековая философия
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы:  Шишков А. М.