КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Луллий Раймунд

Луллий Раймунд, катал. Рамон Льюль (лат. Raymundus Lullius, катал. Ramón Lull, ок. 1232-1315/16) – каталонский теолог, философ, поэт, миссионер; «доктор просвещенный» (doctor illuminatus); терциарий Францисканского ордена; почитается Католической Церковью как блаженный (дни памяти – 27 ноября и 30 июня). Испытавший ок. 1265 г. религиозное обращение, Луллий решил посвятить жизнь проповеди христианства среди мусульман, став пропагандистом изучения арабского языка и совершив ряд миссионерских экспедиции в Северную Африку, на Кипр и Сицилию. Согласно легенде, он умер, будучи побитым камнями за проповедь Евангелия на городской площади в Тунисе.

В 1275 г. на горе Ранда (Мальорка) Раймунду Луллию путем озарения открылся новый способ обращения неверных – метод, посредством которого можно с логической необходимостью вывести из исходных понятий любые истины, и прежде всего – истины христианского вероучения. Потому из порядка 290-та его работ на каталанском, латинском и арабском языках особое место занимают различные варианты излагающего данный метод «Великого искусства» («Ars magna») вместе с примыкающими к ним «Книгой о восхождении и нисхождении разума» («Liber de ascensu et descensu intellectus») и энциклопедией «Древо знания» («Arbor scientiae»).

Согласно Раймунду Луллию, сотворенная действительность представляет собою систему, чья организация подчинена законам нисхождения и переплетения – через различные комбинации – общих понятий (universalia), начиная с самих божественных атрибутов, или «достоинств» (dignitates). При этом наш разум, следуя за логическим порядком понятий, может открывать истинную связь вещей, постигать божественный план и даже саму божественную природу. Потому главной задачей Луллия становится разработка техники моделирования мыслительных операций – «великого искусства» как такого логического аппарата, с помощью которого любой человек мог бы открывать для себя новые истины (в частности, не христианин – истины христианской веры). В результате им изобретается особая механическая машина, чья функция состоит в репродукции процесса человеческого мышления. Основой этой машины является ее «алфавит» как система из вращающихся концентрических кругов, которые разделены на сектора, снабженные различными богословскими понятиями. При вращении кругов понятия вступают в соприкосновение друг с другом и производят таким образом различные комбинации терминов, призванные отвечать на все вопросы относительно какого-либо исследуемого объекта из этой машины. К данному «алфавиту» примыкают также специальные фигуры, определения, правила, таблица и др. При этом Луллий считал, что его искусство применимо не только к богословию, но и по отношению к любой иной сфере знания: к физике, медицине, юриспруденции и т.д.

В Западной Европе известным луллистом был Джордано Бруно; в России «Великое искусство» Раймунда Луллия приобрело особенную популярность среди старообрядцев из беспоповского Выговского общежительства (Выгорецкой обители).

Лит.: Obres de Ramón Lull. 21 vols. Palma de Mallorca, 1906-50; Opera latina. 35 vols. Palma de Mallorca, 1959f; Краткое искусство (ч. 1-4) / Пер. В.А. Кульматова, Книга о Любящем и Возлюбленном / Пер. В.Е. Багно // Антология средневековой мысли (Теология и философия европейского Средневековья). Т. 2. СПб., 2002. С. 185-238.

А.М. Шишков

 


Теги:  католицизм, схоластика, средневековая философия
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы:  Шишков А. М.