КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Петр Дамиани

Петр Дамиани (Petrus Damiani, ок. 1007-1072) – итальянский теолог и церковный деятель, Учитель Церкви; при отсутствии официального акта о канонизации почитается Католической Церковью как святой (день памяти – 23 февраля). Ок. 1035/38 г. Петр уходит в монастырь Фонте-Авеллана близ Губбио, становится ок. 1040/43 г. его приором и основывает несколько новых аббатств. С 1057 г. Петр – кардинал-епископ Остии и глава Губбийского диоцеза.

Как отшельник Петр Дамиани проповедовал крайний аскетизм и преимущество для клириков полумонашеского образа жизни в соответствии с Уставом св. Августина («Об общинной жизни каноников»: «De communi vita canonicorum»). Являясь – подобно своему другу Гильдебранду (будущему Римскому папе Григорию VII) – активным сторонником реформ, направленных на утверждение целибата для духовенства и искоренения симонии, он посвятил им ряд трудов: «Книгу Гоморры» («Liber Gomorrhianus»), «Благодатнейшую книгу» («Liber gratissimus») и др.

В таких сочинениях, как «О святой простоте, превосходящей горделивую науку» («De sancta simplicitate scientiae inflanti anteponenda»), «О монашеском совершенстве» («De perfectione monachorum») и др., Петр Дамиани выступает резко против увлечения христианами (и в особенности монахами) светскими науками. Противопоставляя «правила Доната» (красноречие) и «правила св. Бенедикта» (благочестие), он отказывается от попытки построения какой бы то ни было рациональной апологетики христианства. Заявляя, что «опытность человеческого искусства в тех случаях, когда она применяется к исследованию священных речений, не должна присваивать себе нахально право учительства, но [должна] подобно служанке госпожи прислуживать в послушании рабском», – Петр фактически формулирует будущий тезис: «Философия – служанка богословия» («Philosophia ancilla theologiae»).

В своем самом знаменитом трактате – «О божественном всемогуществе» («De divina omnipotentia») – Петр Дамиани стремится доказать, что законы логики (в том числе и закон противоречия) истинны лишь в контексте тварного мира и не имеют силы над абсолютно свободной волей Божества, пребывающего не во времени, но в вечности, и потому способного к проявлению Своей мощи как по отношению к настоящим, так и по отношению к будущим и даже к прошлым событиям. Потому Бог, – могущий всё, независимо от того, делает Он что-либо или не делает, – способен в том числе и бывшее сделать небывшим. Он, следовательно, может вернуть человеку девственность после ее потери, «сделать так, чтобы Рим, основанный в древние времена, не был основан» и «чтобы тем, что доныне были созданы, впредь не быть».

Лит.: Opera omnia // MPL, t. 144-145. Paris, 1853; Гимны святому Аполлинарию Священномученику, Гимн святому Бенедикту, Гимн святому апостолу Иоанну / Пер. С.С. Аверинцева. Вечерний гимн на Успение Пресвятой Девы, Молитва Богу Сыну, Молитва Святой Троице / Пер. Ф.А. Петровского // Памятники средневековой латинской литературы X-XII веков. М., 1972. С. 190-196; О божественном всемогуществе / Пер. И.В. Купреевой // Ансельм Кентерберийский. Сочинения. М., 1995. С. 356-394.

А.М. Шишков

 


Теги:  католицизм, схоластика, средневековая философия
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы:  Шишков А. М.