КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Петр Ломбардский

Петр Ломбардский (Petrus Lombardus, 1095/1100-1160) – теолог, философ и церковный деятель, «Магистр Сентенций» (Magister Sententiarum). Петр изучал теологию в Реймсе и Париже, затем сам преподавал в парижской кафедральной школе Нотр-Дам, став каноником (ок. 1144) и субдеканом (1147) собора. На Парижском (1147) и Реймсском (1148) соборах он выступал против учения Гильберта Порретанского. С 1157 г. Петр – архидиакон, с 1159 г. – епископ Парижа.

Главной работой Петра Ломбардского являются «Четыре книги Сентенций» («Libri quattuor Sententiarum»), представляющие собою творческую компиляцию положений, почерпнутых им из текста Писания, наследия св. Отцов, а также из трудов современных ему авторов, и синтезированных в единую богословскую систему, максимально пригодную для преподавательских нужд.

В кн. I «Сентенций» («О таинстве Св. Троицы»: «De mysterio Trinitatis») говорится о триединой Божественной сущности и Ее атрибутах. В кн. II («О творении и формировании существ материальных и духовных и о многом другом, к этому относящемся»: «De rerum corporalium et spiritualium creatione et formatione, aliisque pluribus eis pertinentibus») – о сотворении Богом «из ничего» (ex nihilo) «неба» (мира духовного, ангельского), «земли» (мира вещественного) и человека, соединяющего их в себе. При этом, касаясь учения о грехопадении, Петр использует трактовку, предложенную Августином, когда утверждает, что первоначально человек обладал как естественными благами (naturalia bona), т.е. возможностью бессмертия (posse non mori) и возможностью не грешить (posse non peccare), так и дарованными благами (gratuita bona), с помощью которых мог достигнуть вечной и блаженной жизни, выражающейся в невозможности смерти и греха (non posse mori, non posse peccare). После же грехопадения (при повреждении естественных благ и утрате дарованных) для людей стало невозможно не грешить и не умирать (non posse non peccare, non posse non mori). Посему кн. III («О воплощении Слова»: «De incarnatione Verbi») посвящена христологической и этической проблематике. И, наконец, в кн. IV («О таинствах и знаках»: «De sacramentis et signis») Петр излагает учение на соответствующую тему, различая при этом в каждом из семи таинств его видимый знак (sacramenrum), внутреннюю сущность (res sacramenti) и силу (virtus) как результат его действия. Окончание же книги посвящено четырем эсхатологическим темам: смерти, Страшному Суду, аду и раю.

Несмотря на то, что не все тезисы Петра Ломбардского стали общепринятыми, его «Сентенции» приобрели статус эталонного богословского произведения, изучение и преподавание которого превратилось в европейских университетах в традиционную систему последовательных этапов академической карьеры. Поскольку вплоть до нач. XVI в. для получения звания доктора теологии необходимо было написать к «Сентенциям» собственные комментарии, их авторами являются практически все знаменитые схоласты.

Лит.: Opera omnia // MPL, t. 191-192. Paris, 1854-55; Четыре книги Сентенций. Кн. I [избр. главы] / Пер. А.В. Апполонова // Антология средневековой мысли (Теология и философия европейского Средневековья). Т. 1. СПб., 2001. С. 481-493.

А.М. Шишков

 


Теги:  католицизм, схоластика, средневековая философия
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы:  Шишков А. М.