|
Персоналии Сен-Викторская школаСен-Викторская школа (Schola Abbatiae Sancti Victoris) – религиозно-интеллектуальное движение теологов, философов и поэтов (викторинцев), процветавшее в XII – XIII вв. и сочетавшее в себе черты как схоластического богословия, так и созерцательного мистицизма. Начало Сен-Викторской школе положил бывший глава парижской кафедральной школы Нотр-Дам Гильом из Шампо, который в 1108 г. – под напором уничижительной критики со стороны своего ученика, Петра Абеляра, – вынужденно покинул прежнее место преподавания и удалился в полузаброшенное в то время аббатство Св. Виктора на окраине Парижа, где основал общину Ордена уставных (регулярных) каноников св. Августина, а также организовал преподавание теолого-философских дисциплин. Одним из непосредственных учеников Гильома из Шампо был наиболее выдающийся представитель упомянутого движения – Гуго Сен-Викторский, на мировоззрение которого в равной степени оказали влияние и традиция мистического созерцания Бернарда Клервоского, и рационально-схоластический подход к решению богословских вопросов Ансельма Кентерберийского, а потому его собственная теолого-философская система близка по духу августиновской гармонии веры и разума (при условии подчинения последнего первой). Перу Гуго, руководителя и вдохновителя традиций Сен-Викторской школы, принадлежат философско-дидактический трактат «Дидаскалион», или «Назидательное обучение» («Didascalion», «Didascalicon», «Eruditio didascalica», до 1125/30), систематическое сочинение теолого-догматического характера «О таинствах христианской веры» («De sacramentis christianae fidei», после 1133), а также «О мистическом Ноевом ковчеге» («De archa Noё mystica», 1124-30), «О моральном Ноевом ковчеге» («De archa Noё morali», 1124-30) и др. Гуго Сен-Викторскому наследует Рихард (Ришар) Сен-Викторский – автор теологического трактата «О Троице» («De Trinitate», после 1155), сочинений, посвященных основам мистической жизни: «О благодати созерцания», или «Вениамин Больший» («De gratia contemplationis seu Benjamin Major»), «О приуготовлении души к созерцанию», или «Вениамин Меньший» («De praeparatione animi ad contemplationem, liber dictus Benjamin Minor»), «О четырех ступенях пламенной любви» («De quatuor gradibus violentis charitatis»), и других работ. Далее следуют Готфрид Сен-Викторский, написавший «Источник философии» («Fons philosophiae», 1170), и Вальтер (Готье) Сен-Викторский, составивший трактат «Против четырех лабиринтов Франции» («Contra quatuor labyrinthos Franciae», ок. 1177/78), в котором он обвинил ведущих схоластов XII в., – Петра Абеляра, Петра Ломбардского, Петра из Пуатье и Гильберта Порретанского, – в использовании рационально-диалектических методов при трактовке таинств Св. Троицы и Боговоплощения, ведущем, по мнению Вальтера, к пропаганде еретических воззрений. Кроме того, стоит упомянуть поэта Адама Сен-Викторского, Ахарта, Андрея и, наконец, Фому Сен-Викторского, или Фому Галла, – автора сочинений, посвященных библейской экзегетике («Concordantiae Biblicae»), созерцательному мистицизму («Tractatus contemplativus», 1244) и вопросам церковной жизни («Tractatus conformitatis vitae praelatorum», 1245). Лит.: L’abbaye parisienne de Saint-Victor au Moyen Âge. Communications présentées au XIIIe colloque d’humanisme médiéval de Paris (1986-1988). Turnhout, 1991; Bonnard F. Histoire de l’abbaye royale et de l’ordre des chanoines réguliers de St.-Victor de Paris. 2 vols. Paris, 1904-08; Châtillon J. De Guillaume de Champeaux à Thomas Gallus: Chronique d’histoire littéraire et doctrinale de l’école de Saint-Victor // Revue du Moyen Âge latin 8 (1952); Châtillon J. Sermons et prédicateurs victorins de la seconde moitié du XIIe siècle // Archives d’histoire doctrinale et littéraire du Moyen Âge 32 (1965), 7-60; Châtillon J. Les écoles de Chartres et de Saint Victor // La scuola nell’Occidente latino dell’alto Medioevo. Vol. 19. Spoleto, 1972, 795-857; Chenu M.-D. Civilisation urbaine et théologie: L’Ecole de Saint-Victor au XIIe siècle // Annales: Economies, sociétés, civilisations 29 (1974); Liere F.A. van. The School of St.-Victor in Perspective // Medieval Perspectives 9 (1996). А.М. Шишков
Теги: католицизм, схоластика, средневековая философия Дисциплина: Философия / Религиоведение Авторы: Шишков А. М. |