|
Персоналии Теодорик ШартрскийТеодорик Шартрский (Theodoricus Carnotensis, ок. 1100-1155/56) – французский философ, за выносливость в ученой работе получивший от современников прозвище «Осел» (Asinus). Ок. 1121 г. Теодорик стал преподавателем кафедральной школы в Шартре и в том же году выступил на Суассонском соборе в поддержку Петра Абеляра. В 1130-е гг. он преподает свободные искусства в Париже; в 1136 г. становится архидиаконом Дрё. В 1141/42 г. Теодорик сменяет Гильберта Порретанского на посту канцлера Шартрской школы, а в 1148 г. участвует в Реймсском соборе, проверявшем ортодоксальность воззрений Гильберта. В нач. 1150-х гг. он удаляется в монастырь. Теодорик Шартрский составил собрание текстов по семи свободным искусствам, озаглавленное «Гептатейхон» («Heptateuchon»), т.е. «Семикнижие», и содержащее в том числе неизвестные до тех пор схоластам разделы аристотелевского «Органона» (выдержки из «Первой Аналитики», «Топики» и «О софистических опровержениях»). Его перу принадлежат также комментарии на «О нахождении» Цицерона и на «О Троице» и «О гебдомадах» Боэция. В последних им раскрывается спекулятивно-математическое осмысление тринитарной доктрины и приводятся арифметические доказательства необходимого единства и троичности Божества. Так, Теодорик интерпретирует Бога Отца как единство (unitas), Бога Сына – как равенство (aequalitas), а Бога Св. Духа – как такое внутреннее согласие единства и равенства, при котором становится невозможным умножение божественной сущности: 1 × 1 = 1. В трактате «О семи днях и шести этапах творения» («De septem diebus et sex operum distinctionibus») Теодорик Шартрский, – используя сочетание библейского текста (Прем. 11,21) с принципами математической натурфилософии «Тимея», – описывает творение универсума как экспликацию из вечного и простого божественного первоединства математического множества, присущего тварному миру и внутренне его конституирующего, благодаря чему Бог оказывается «формой бытия» (forma essendi) всех единичных вещей. При этом Бог Отец играет роль действующей причины творения (causa efficiens), Бог Сын (Логос) – причины формальной (causa formalis), а Бог Св. Дух, тождественный с мировой душою (anima mundi), – причиной целевой (causa finalis). В ходе творения целокупная масса «неба и земли» приобретает вращательное движение и постепенно расслаивается на четыре элемента – это сферы огня, воздуха, воды и земли; на пятый и шестой день творения в двух последних сферах зарождаются живые существа, в том числе и человек. Лит.: Heptateuchon (Prologus) // Medieval Studies 16 (1954), 171-175; De septem diebus et sex operum distinctionibus // Archives d’histoire doctrinale et littéraire du Moyen Âge 22 (1955), 137-216; Two Commentaries on Boethius (De Trinitate and De hebdomadibus) // Archives d’histoire doctrinale et littéraire du Moyen Âge 27 (1961), 65-136; Трактат о шести днях творения / Пер. О.С. Воскобойникова, П.В. Соколова // Космос и душа (Выпуск второй). Учения о природе и мышлении в Античности, Средние века и Новое время (исследования и переводы). М., 2010. С. 319-344. А.М. Шишков
Теги: католицизм, схоластика, средневековая философия Дисциплина: Философия / Религиоведение Авторы: Шишков А. М. |