КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Ульрих Страсбургский

Ульрих Страсбургский, или Ульрих Энгельберти (Ulricus Argentinensis, Ulricus Engelberti, 1220/25-ок. 1277) – немецкий богослов и философ, член Доминиканского ордена. В 1248-54 гг. учился в Кёльне у Альберта Великого, затем преподавал богословие в страсбургской доминиканской школе; в 1272-77 гг. был провинциалом Ордена в Германии. Из наследия Ульриха однозначно аутентичной работой признается лишь «Сумма о благе» («Summa de bono»), или «О высшем благе» («De summo bono»), основная концепция которой представляет собою вариант неоплатонической метафизики света.

По Ульриху Страсбургскому, метафизическая структура универсума – это нисходящая иерархия световых форм: от абсолютного бытия Первоначала в небытие и тьму материи. При этом Первая причина есть чистый, формальный и интеллектуальный свет (lux formalis et intellectualis), являющийся причиной всех форм, подобно тому как свет телесный есть причина всех цветов. А так как сущностный акт формальной причины заключается в том, чтобы быть (подобно тому как акт света заключается в том, чтобы светить), чем больше форма затемняется материей, тем в меньшей степени образуемая ею субстанция обладает бытием. Этот формальный свет является не только благостью (bonitas) вещи, но и ее красотой (pulchritudo); причем, так как ему причастно все сотворенное, ничто из существующего не лишено природы прекрасного, но только прекрасное, несовершенное в своей красоте, зовется безобразным. Согласно главе «О красоте» («De pulchro»: 4-я глава 3-го трактата II-ой книги), Бог, «первичный и истинный свет», будучи подателем света форм, является – как формальная, действующая и целевая причина прекрасного – Творцом всей вообще красоты. При соприкосновении с материей единая красота, заключенная в божественном свете, дробится и распадается на множество причастных красоте сущностей, образующих иерархию согласно степени чистоты, незатемненности материей пребывающего в них света, а следовательно, и согласно степени их подобия абсолютной красоте света первого.

Но так как свет формы разливается над формируемым только при условии, что последнее с ним соразмерно (proportionatum), красота телесного мира состоит в согласованности «совершенного и совершенствуемого», т.е. в соответствии между материей и формой. Как свет чувственный имеет единую природу, а различие цветов и оттенков зависит только от «воспринимающих поверхностей», так и при восприятии света умопостигаемого чем меньше разнородность (dissimilitudo) между формой и воспринимающим ее объектом, тем более он прекрасен. Потому Ульрих Страсбургский выделяется четыре вида соотношений (proportiones) формы и материи: 1) согласование распределения (dispositio) материи с формой; 2) согласование количества (quantitas) материи с формой; 3) согласование числа частей материи с числом аспектов формы; и 4) согласование частей между собой и по отношению ко всему телу.

Лит.: De summo bono. Lib. 1-3. Hamburg, 1987-89; Сумма о благе (II, 3, 4: О красоте) / Пер. В.П. Зубова // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т.1. М., 1962. С. 291-301.

А.М. Шишков

 


Теги:  католицизм, схоластика, средневековая философия
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы:  Шишков А. М.