КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Фома Брадвардин

Фома Брадвардин (Thomas Bradwardinus, 1290/1300-1349) – английский теолог, философ, математик и естествоиспытатель, «доктор глубокий» (doctor profundus). Будучи магистром Мёртон-колледжа, Фома занимал в 1325 и 1327 гг. должность проктора Оксфордского университета. Ок. 1335 г. он становится капелланом епископа Дарема Ричарда де Бери, затем канцлером собора Св. Павла в Лондоне (с 1337), капелланом короля Эдуарда III (с 1339), архидиаконом Нориджа (с 1347). В 1349 г. он стал архиепископом Кентерберийским и в том же году умер от чумы («черной смерти»).

В трактате «Защита Бога, против Пелагия» («De causa Dei contra Pelagium») Фома Брадвардин, стремясь отстоять перед «новыми пелагианами» примат божественной воли над человеческой, мысленно восходит по причинно-следственной цепочке к ее первому звену, где Бог – как первопричина – действует без посредства чего-либо сотворенного, и показывает, таким образом, что никакой акт человеческой воли невозможен без предварительного воления его Богом. Бог, знающий «всё сразу и всегда, а не в смене времен», не только предвидит, но непосредственно волит также и все будущие события, которые извечно предопределены в Его уме и, стало быть, происходят по необходимости. Бог, следовательно, столь тесно связан со своим творением, что оно фактически может рассматриваться как продолжение Его воли. Данная аргументация Фомы оказала сильнейшее влияние на мировоззрение Джона Виклифа.

В рамках своей естественнонаучной деятельности Фома Брадвардин в трактате «О континууме» («De continuo») отрицает актуальную разделенность сущего на бесконечное множество неделимых: континуум состоит из потенциально бесконечных континуумов того же вида, а не из точек, линий, плоскостей и т.п. А в «Трактате о пропорциях, или О пропорциональности скоростей при движениях» («Tractatus de proportionibus seu De proportionalitate velocitatum in motibus») он, наделяя физические процессы количественными показателями, стремится дать математический способ описания движений тел. При этом им полагается новое понятие скорости: она трактуется как присущее движущемуся телу особое качество движения (qualitas motus), обладающее определенной интенсивностью (intensio motus). Стремясь найти зависимость между характером движения и условиями его протекания, Фома формулирует закон изменения скорости движущегося тела при изменении отношения между движущей силой и сопротивлением. Общее учение о пропорциях Фомы приложимо не только к сфере кинематики, но применяется им и в любой другой области исследования (теологической, эстетической и т.д.). Его трактат оказал сильное влияние на представителей Оксфордской естественнонаучной школы (т.н. калькуляторов) и на Николая Орема.

Лит.: De causa Dei contra Pelagium et de virtute causarum ad suos Mertonenses libri tres. Londini, 1618; Thomas of Bradwardine. His «Tractatus de Proportionibus». Its Significance for the Development of Mathematical Physics. Madison (Wisc.), 1955; О континууме [Определения, Предположения, Заключения, Из заключения 140] / Пер. В.П. Зубова // Вопросы философии. 2005, №5. С. 145-159.

А.М. Шишков

 


Теги:  католицизм, схоластика, средневековая философия
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы:  Шишков А. М.