КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Эгидий Римский

Эгидий Римский (Aegidius Romanus, ок. 1247-1316) – боголов, философ, ученый, идеолог государственной и церковной политики, «доктор основательнейший» (doctor fundatissimus). Выходец из знатной итальянской семьи, Эгидий был магистром теологии Парижского университета (1285-92) и архиепископом Буржа (1295-1316). Вступив в 1265 г. в Орден Братьев-отшельников св. Августина, он являлся с 1292 г. его генералом; при этом в 1287 г. учение Эгидия было признано официальной доктриной Ордена.

Среди теолого-философских работ Эгидия Римского выделяются: трактат «О заблуждениях философов» («De erroribus philosophorum»), «Теорема о бытии и сущности» («Theoremata de esse et essentia»), «Метафизические вопросы» («Quaestiones metaphisicales»), «О душе» («De anima») и др. В «Книге против уровней и множественности форм» («Liber contra gradus et pluralitatem formarum») Эгидий выступил в защиту учения Фомы Аквинского о единственности в каждой вещи (и человеке) субстанциальной формы. Однако различая вслед за Фомой сущность и бытие, он – в противоположность томистской трактовке – настаивал на том, что их различие реально (distinctio realis), т.е. говорил о сущности и бытии как о двух изначально разных вещах (res): «Esse et essentia sunt duae res».

В области натуральной философии Эгидий Римский разрабатывает учение о «естественных минимумах» (minima naturalia) как физических пределах возможной действенности субстанций, исследует характер ускорения падающего тела, затрагивает т.н. проблему смеси (mixtum), т.е. вопрос о том, что становится с формами элементов, составляющих материальную субстанцию, когда они объединяются с формой этой субстанции, а также вносит вклад в дискуссию о природе величины, полагая величину физического тела двоякой (duplex quantitas), что соответствует современному различению массы и объема.

Два трактата принесли Эгидию Римскому славу политического писателя и педагога. Первый – «О правлении государей» («De rigimine principum»), являющийся наставлением будущего французского короля Филиппа IV Красивого в добром руководстве, что предполагает его умение управлять собой, своей семьей и государством. Второй – «О церковной власти» («De potestate ecclesiastica»), написанный в поддержку папы Бонифация VIII в его споре с Филиппом IV и развивающий идею о том, что Церковь, как и Христос, обладает всей полнотой власти – и духовной, и светской. Однако, как Христос не использовал Свою светскую власть (Лк. 22,49-51), так и Церковь, следуя Его примеру, оставляет управление светскими делами в руках королей, но при этом господство (dominium) в полном смысле слова остается за нею.

Лит.: De regimine principum. Frankfurt-am-Main, 1968; De potestate ecclesiastica. Aalen, 1961; Theoremata de esse et essentia. Louvain, 1930; Errores Philosophorum. Milwaukee (Wisc.), 1944; Opera omnia. Catalogo dei manoscritti (239-293, 294-372). Firenze, 1987-88; О правлении государей (избр. главы) / Пер. Н.В. Ревякиной, Т.Б. Рябовой // Антология педагогической мысли христианского Средневековья. Т. 2. М., 1994. С. 148-170; Ошибки философов. Ошибки Петра Оливи / Пер. Н.К. Гаврюшина // Гаврюшин Н.К. «Непогрешимый богослов». Эгидий Римский и теологические споры в Западной Церкви (конец XIII – начало XIV вв.). М., 2006.

А.М. Шишков

 


Теги:  католицизм, схоластика, средневековая философия
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы:  Шишков А. М.