|
Персоналии Ириней Лионский
Ириней, один из значительных богословов II в., родился между 140 и 160 г. в Малой Азии. По духу он был близок своему учителю, Поликарпу Смирнскому, и малоазийской богословской традиции, восходившей к ап. Иоанну. Тем не менее, известен Ириней как епископ Лиона, в сан которого он был возведен в 190 г. после переезда в Галлию. Умер Ириней ок. 202 г. Из сочинений Иринея, помимо отрывков, сохранились: вероучительное произведение «Изложение проповеди апостолькой» (в армянском переводе), и трактат в 5 книгах против гностиков «Опровержение и победа над ложным знанием» (также не в греческом оригинале, а в латинском переводе с более кратким названием «Против ересей»). Трактат был написан в период возглавления Иринеем лионской кафедры и завершен не позднее 198 г. В первых двух книгах трактата Ириней описывает учение Валентина и дает «на основании доводов разума» его критику. В частности, он обращает внимание на слабые стороны этого учения, например, на то, что Плерома как «полнота всего», включающая божество и его эманации, по сути «полнотой» не является, раз помимо нее творится некий низший мир. Далее, если эоны, эти промежуточные эманации, выполняют роль буферов между верховным божеством и коренящемся в низшем (психико-материальном) мире злом, то таким образом либо ограничивается могущество божества, либо, если оно все же само (а не низший из эонов – бог-демиург) отвечает за все свои творения, то это высшее божество, оказывается злым по природе. Более того, вся эта многоступенчатая эманация оказывается, по Иринею, громоздкой, нефункциональной и неэффективной. Ей Ириней противопоставляет христианское учение о прямом творении мира из ничего Богом по Его свободной воле. Затем Ириней обсуждает различия между гностиками и христианами в богословских вопросах, в частности, критикует гностическое понимание воскресения как спасения только души и развивает тем самым христианскую антропологическую доктрину. Ссылаясь на слова ап. Павла (1 Кор 15:50) о том, что плоть и кровь суть две неотъемлемые составляющие нетленного тела, Ириней не принимает их противопоставления как двух различных субстанций и учит о спасении человека как единства души и тела, точнее, как существа, имеющего не только тело (плоть, которая соединяется и образуется) и душу (субстанцию, обращенную и к земле, и к небу), но и дух (который и есть связь с небом). По Иринею, именно дух Божий, присутствующий в человеке (в трактате нет четкого различия между духом Божиим и духом человеческим), спасает и образует человека. Человек в учении Иринея предстает свободным и сотворенным для счастья, по своей собственной воле, приобретший свое нынешнее состояние. Поэтому тело – часть человеческой сущности, а не низкое, греховное начало, тянущее душу вниз, к земле, ко злу. Душа же, одна из способностей которой – разум, подобна тончайшей жидкости, разлитой по телу, оживляющей, одушевляющей его и управляющей им. Так Ириней, философствуя и используя для этого, помимо основоположений христианской доктрины, элементы платонизма и стоицизма, отвергает претензию гностиков на полноту знания о Боге, божественных вещах, их трактовки символов, содержащихся в Писании. Логически он как бы переворачивает гностическую установку на совершенство гносиса для избранных и несовершенство мира «для остальных» и высказывает сдержанный оптимизм в отношении сотворенного мира и возможности человеческого спасения и пессимизм в отношении гностического знания, якобы открывающего путь к истине. «Истинный гносис, – говорит Ириней в 4-й книге трактата, – это учение двенадцати апостолов».[1] Хотя Ириней Лионский не писал текстов, направленных на защиту христиан от гонений, его относят к числу раннехристианских авторов, традиционно называемых апологетами. Против гностиков выступали также такие апологеты как Ипполит Римский, Иустин Мученик и Тертуллиан. [1] Ириней Лионский. Против ересей. 4. 33. Теги: христианство, средневековая философия Дисциплина: Философия / Религиоведение Авторы: Шмонин Д. В. |