КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Молина, Луис де

МОЛИНА (Molina) Луис де (1535, Куэнка –12

МОЛИНА (Molina) Луис де (1535, Куэнка –12.10.1600, Мадрид), исп. католич. богослов, представитель второй схоластики. Род. в дворянской семье. Учился в ун-те Саламанки, затем в иезуитской коллегии искусств г. Алкалá-де-Энарес. В 1553 вступил в орден иезуитов и был направлен для обучения в Коимбрский ун-т (Португалия). В 1561 или в 1562 принял духовный сан, с 1563 преподавал свободные искусства, теологию и право в ун-те Эворы. В 1584 М.<#whitespace />оставил преподавание и посвятил себя писательскому труду; с 1591 жил в Куэнке. С апр. 1600 проф. теологии в королевской коллегии в Мадриде.

Автор комментария на 1-ю часть «Суммы теологии» Фомы Аквинского (1592), соч. «О правосудии и праве» («De Justitia et jure», 1593) и др. Наибольшую известность получило его соч. «Согласие свободной воли с дарами благодати, Божественным предзнанием, провидением, предопределением и осуждением» («Concordia liberi arbitrii cum gratiæ donis, divina præscientia, providentia, prædestinatione et reprobatione», 1588), сыгравшее значит. роль в развернувшейся с кон. 16 в. в католич. богословии дискуссии «De auxiliis gratiae» (о помощи благодати). В противовес доминиканским богословам (в частности, Д. Баньесу, 1528–1604), акцентировавшим Божеств. предопределение в вопросе о соотношении благодати, предопределения и свободы воли, М. подчёркивал значение свободной воли человека в принятии или отвержении благодати. Согласно выдвинутой М. доктрине «совместного действия», на характер, направленность и результат любого человеческого поступка одновременно влияют, действуя согласованно (concursus), взаимно дополняя друг друга, и Бог («первая причина»), и человек («вторая причина»). Влияние Божеств. благодати выражается в воздействии на человеческий разум, без которого воля человека не способна принимать решения, через систему моральных предписаний, не носящих принудительного характера и оставляющих человеку полную свободу выбора. Для решения вопроса о согласовании свободы воли и Божеств. предопределения и всемогущества М., в дополнение к принятому в томистском богословии различению двух видов имеющегося у Бога знания – о всём возможном бытии и о сотворённом бытии, выдвинул концепцию «среднего знания» – знания Богом всех возможных условий, в которых окажется выбирающий человек (конкретизированную затем Ф. Суаресом в его теории конгруизма), т.е. априорного знания Богом будущих случайных событий, которые при этом являются результатом свободного выбора человека.

Учение М. (молинизм), направленное против протестантской доктрины предопределения, породило споры в самом католич. богословии, вызвав критику доминиканцев (созданная по их настоянию в 1598 папой Климентом VIII спец. «Конгрегация о помощи благодати» не разрешила спора и была распущена папой Павлом V в 1607), а позже сторонников янсенизма (резкая критика молинизма содержится в «Письмах к провинциалу» Б. Паскаля).

Лит.: Hamilton C. Political Thought in Sixteenth century Spain. A study of political ideas of Vitoria, Soto, Suárez and Molina. Oxf., 1963; Smith G. Freedom in Molina. Chi., 1966. Шмонин Д.В. Поворот в лабиринте: Луис де Молина о свободе воли // Verbum. Вып. 2. СПб., 2000; Он же. В тени Ренессанса: вторая схоластика в Испании. СПб., 2006.


Теги:  католицизм, средневековая философия
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы:  Шмонин Д. В.