|
Персоналии Молина, Луис деМОЛИНА (Molina) Луис де (1535, Куэнка –12.10.1600, Мадрид), исп. католич. богослов, представитель второй схоластики. Род. в дворянской семье. Учился в ун-те Саламанки, затем в иезуитской коллегии искусств г. Алкалá-де-Энарес. В 1553 вступил в орден иезуитов и был направлен для обучения в Коимбрский ун-т (Португалия). В 1561 или в 1562 принял духовный сан, с 1563 преподавал свободные искусства, теологию и право в ун-те Эворы. В 1584 М.<#whitespace />оставил преподавание и посвятил себя писательскому труду; с 1591 жил в Куэнке. С апр. 1600 проф. теологии в королевской коллегии в Мадриде. Автор комментария на 1-ю часть «Суммы теологии» Фомы Аквинского (1592), соч. «О правосудии и праве» («De Justitia et jure», 1593) и др. Наибольшую известность получило его соч. «Согласие свободной воли с дарами благодати, Божественным предзнанием, провидением, предопределением и осуждением» («Concordia liberi arbitrii cum gratiæ donis, divina præscientia, providentia, prædestinatione et reprobatione», 1588), сыгравшее значит. роль в развернувшейся с кон. 16 в. в католич. богословии дискуссии «De auxiliis gratiae» (о помощи благодати). В противовес доминиканским богословам (в частности, Д. Баньесу, 1528–1604), акцентировавшим Божеств. предопределение в вопросе о соотношении благодати, предопределения и свободы воли, М. подчёркивал значение свободной воли человека в принятии или отвержении благодати. Согласно выдвинутой М. доктрине «совместного действия», на характер, направленность и результат любого человеческого поступка одновременно влияют, действуя согласованно (concursus), взаимно дополняя друг друга, и Бог («первая причина»), и человек («вторая причина»). Влияние Божеств. благодати выражается в воздействии на человеческий разум, без которого воля человека не способна принимать решения, через систему моральных предписаний, не носящих принудительного характера и оставляющих человеку полную свободу выбора. Для решения вопроса о согласовании свободы воли и Божеств. предопределения и всемогущества М., в дополнение к принятому в томистском богословии различению двух видов имеющегося у Бога знания – о всём возможном бытии и о сотворённом бытии, выдвинул концепцию «среднего знания» – знания Богом всех возможных условий, в которых окажется выбирающий человек (конкретизированную затем Ф. Суаресом в его теории конгруизма), т.е. априорного знания Богом будущих случайных событий, которые при этом являются результатом свободного выбора человека. Учение М. (молинизм), направленное против протестантской доктрины предопределения, породило споры в самом католич. богословии, вызвав критику доминиканцев (созданная по их настоянию в 1598 папой Климентом VIII спец. «Конгрегация о помощи благодати» не разрешила спора и была распущена папой Павлом V в 1607), а позже сторонников янсенизма (резкая критика молинизма содержится в «Письмах к провинциалу» Б. Паскаля). Лит.: Hamilton C. Political Thought in Sixteenth century Spain. A study of political ideas of Vitoria, Soto, Suárez and Molina. Oxf., 1963; Smith G. Freedom in Molina. Chi., 1966. Шмонин Д.В. Поворот в лабиринте: Луис де Молина о свободе воли // Verbum. Вып. 2. СПб., 2000; Он же. В тени Ренессанса: вторая схоластика в Испании. СПб., 2006. Теги: католицизм, средневековая философия Дисциплина: Философия / Религиоведение Авторы: Шмонин Д. В. |