|
Персоналии Сото, Доминго деСОТО (Soto) Доминго де, урожденный Франсиско (1495, Сеговия – 15.11.1560, Саламанка), испанский богослов, философ, теоретик права, представитель второй схоластики и основатель (наряду с Франсиско де Виторией) Саламанкской богословско-философской школы. В 1512–16 учился в университете Алькала-де-Энарес, бакалавр искусств (1516); в 1516–19 продолжал обучение в Париже: свободные искусства изучал в коллегии св. Барбары (1516–17), теологию – в коллегии св. Якова (1517–19), где сблизился с Виторией. Возвратившись в Алькала-де-Энарес, закончил курс теологии в коллегии св. Ильдефонсо (1519), в 1520–24 преподавал свободные искусства. Лиценциат теологии (1522). В 1524 вступил в доминиканский орден, приняв имя Доминго. В том же году он был направлен в Саламанку для преподавательской работы, где в коллегии св. Эстебана он провел (не считая отъездов) всю дальнейшую жизнь. Здесь С., читая обязательный университетский курс по «Сентенциям» Петра Ломбардского, сформировался как самостоятельный мыслитель. С. ассистировал Витории на ведущей кафедре теологии (в т. ч. в 1531–32 читал курс по 1-й части «Суммы теологии» Фомы Аквинского), в 1532 стал доктором теологии и получил место профессора второй по значимости теологической кафедры университета. В последующие годы занимался переработкой университетских курсов в духе обновленного томизма, характерного для развернутой Виторией в Саламанке реформы преподавания теологии и философии. В 1539 под редакцией С. были переизданы «Summulae» (вводный курс философии), в 1543 логика («Комментарии к диалектике Аристотеля»; In dialecticam Aristotelis commentarii). В ходе работы над «Физикой» (1544–48) С. высказал ряд передовых естественнонаучных мыслей (о важности эксперимента, индуктивного метода, об ускорении свободного падения тел, о явлении радуги и др.). В 1545–48 С. – официальный представитель императора Карла V на Тридентском соборе. Выступил против критиков схоластики, доказывая важность последней как рациональной теологии, нуждающейся, вместе с тем, в новых методах, участвовал в редактировании ряда декретов. Идеи реформы схоластики и критику «заблуждений протестантов» С. изложил в трактате «О природе и благодати» (De natura et gratia, 1547), в котором, отталкиваясь от дискутируемых вопросов первородного греха и оправдания, развивал идеи реформы схоластики. В 1548 по распоряжению императора С. принимал участие в попытках реализации примирительных идей Карла V («Аугсбургский интерим»), и лишь в 1550 получил разрешение вернуться в Саламанку. В 1552–56 занимал первую теологическую кафедру, опубликовал философско-правовой трактат «О справедливости и праве» (De justitia et jure), а после отставки по болезни до последних дней жизни продолжал напряженно трудиться над «Комментарием на IV книги “Сентенций”» (1558–60). По мнению С., теология должна иметь научный и доказательный характер, давая рациональные основания морали, права, политики, экономики и т. п. Наиболее ярко этот метод С. реализовал в трактате «О справедливости и праве», предмет которого – справедливость (имеющая статус моральной добродетели и различные формы ее проявления. Классифицируя законы и выделяя естественное, позитивное и международное право («право народов»), С. подчеркивал божественный характер естественного права. Нарушение законов человеческого общества (основанных на принципах естественного права) есть проявление несправедливости, поэтому С. подробно рассматривал ряд морально-правовых вопросов социально-экономической жизни (собственность, экономика, коммерция). Обновленная томистская схоластика выступает у С. в качестве моральной теологии, в основе которой, в свою очередь, лежит христианская религия, сама по себе являющаяся важнейшей формой проявления справедливости. При этом в фокусе внимания С. (это сближает его с Виторией, Мельхиором Кано, Луисом де Молиной, Франсиско Суаресом и др. представителями второй схоластики) находится динамично меняющийся окружающий мир. Соч.: De natura et gratia. New Jersey, 1965; De la Justicia y del Derecho, en X libros. Madrid, 1967–68. Vol. 1–5. Лит.: Beltrán de Heredia V. Domingo de Soto. Estudio biográfico documentado. Salamanca, 1960; Cuesta Domingo M. P. Domingo de Soto y su obra. Segovia, 1996; Belda Plans J. La Escuela de Salamanca. Madrid, 2002; Domingo de Soto en su mundo / Ed. M. Cuesta Domingo. Segovia, 2008; Шмонин Д. В. В тени Ренессанса. Вторая схоластика в Испании. СПб., 2006. Теги: католицизм, средневековая философия Дисциплина: Философия / Религиоведение Авторы: Шмонин Д. В. |