|
Персоналии Суарес ФрансискоСУАРЕС Франсиско (Suárez Francisco) (5.1.1548, Гранада – 25.9.1617, Лиссабон), испанский теолог и философ, иезуит, крупнейший представитель второй схоластики. Философское, политико-правовое и моральное учения С. оказали влияние на последующее развитие схоластической и несхоластической метафизики, социальной философии и правовых доктрин Нового времени. С. родился в знатной семье, получил домашнее воспитание и начальное образование в Гранаде. С 1561 изучал каноническое право в Саламанкском университете. В 1564 вступил в орден иезуитов и после 3-месячного новициата вернулся в университет Саламанки, где проходил циклы обучения философии (1564–66) и теологии (1566–70). В 1571 был направлен в иезуитскую коллегию в Сеговии для преподавания философии, там же в 1572 возведен в сан священника. В 1574 переведен в иезуитскую коллегию в Вальядолиде ассистентом лектора теологии, в 1575–80 С. – лектор теологии в иезуитских учебных заведениях Сеговии, Авилы, Вальядолида. В 1580–85 С. был профессором теологии Римской коллегии (Григорианского университета), центрального учебного заведения иезуитов. В связи с болезнью легких С. возвратился в 1585 в Испанию и до 1593 читал лекции по теологии в университете г. Алькала-де-Энарес. Там же он издал свои первые труды «О воплощенном слове» (1590) и «О чудесах жизни Христовой» (1592), открывающие серию теологических комментариев С. к «Сумме теологии» Фомы Аквинского. В 1593–97 С. жил в Саламанке. Практически свободный от преподавательской деятельности, он писал и публиковал, помимо теологических трудов («О таинствах крещения, конфирмации и евхаристии», 2-е изд.– 1592; «О воплощенном слове», 1595), свое основное собственно философское произведение – «Метафизические рассуждения» (1597). По прямому указанию короля Филиппа II в 1597 С. был назначен профессором первой кафедры теологии («кафедры первого часа») Коимбрского университета. В том же 1597 защитил докторскую диссертацию по теологии в университете Эворы. В Коимбре С. читал лекционные курсы: «О наказаниях» (1597–98), «О Боге» (1598–99, 1600–01), «О законах» (1601–03), «О Божественной благодати» (1606–09), «О вере» (1613–14), «О неверии и ересях» (1614–15). Оставаясь профессором в Коимбре, неоднократно покидал ее пределы (в том числе в 1604–06 находился в Риме), участвовал в дискуссиях и судебных слушаниях. В богословской полемике между доминиканцами и иезуитами о божественном предопределении и человеческой свободе С. поддержал точку зрения Луиса де Молины, уточнив, что Бог обладает предварительным знанием будущих случайных событий в их интенциональном или объективном бытии («Об истинном понимании действенной [божественной] помощи», изд. – 1655). В полемике о церковном иммунитете («О церковном иммунитете, нарушенном венецианцами», изд. – 1607) и дискуссии с английским королем Яковом I («Защита католической и апостольской веры против заблуждений англиканской секты», изд. – 1613) С. выступил против посягательства на юрисдикцию Св. престола в церковных вопросах и отстаивал право верующих не подчиняться нац. светской власти в случае такого посягательства. Этим обусловлен тезис С. об утверждении власти монархов в рамках естественного права и суверенитета народа. Публикуемые С. сочинения в основном отражали материалы читаемых им курсов: «О таинствах» (1602, ч. 2), «О наказаниях» (1603). Материалы курса права оформились в обширный труд «О законах и Боге-законодателе» (1612). Кроме того, были изданы следующие труды С.: «О Боге, едином и троичном» (1606), «О достоинстве и положении религии» (1608–09). Выйдя в отставку (1615), С. продолжал свою писательскую работу, в том числе принялся за переработку рукописи «Комментариев на книги Аристотеля “О душе”», которую, однако, не успел завершить (опубликована после его смерти в 1621). Также посмертно изданы сочинения «О благодати» (1619, 2-я часть – 1651), «Об ангелах» (1620), «О трудах шести дней [творения]» (1621), «О вере, надежде и милосердии» (1621), 2-я часть «О достоинстве и положении религии» (1624–25), «О последней цели человека, О свободной воле… и др.» (1628). С. оказал большое влияние на развитие международного права, в том числе на учение о праве войны и мира. Развивая теорию естественного права («О законах»), С. преодолел антиномию церковного таинства и светского права, объединяя божественное, естественное и позитивное право и вводя согласованную систему законов, в основе которых лежит вечный божественный закон как смысловое выражение принципа творения Богом мира. Философское наследие С. обладает внутренним единством, опирающимся на теологические основания его схоластического рационализма. Метафизика С. – переосмысленный томизм, учитывающий средневековые и ренессансные учения и расширяющий аристотелевское понятие «реального» сущего (бытия) как предмета метафизики, в который, согласно С., входит не только сущее как таковое (ens ut sic), его всеобщие свойства и причины, но и отдельные виды субстанций, в том числе индивидуальные, обладающие самостоятельным бытием в силу непосредственной сотворенности Богом, а также «сущие в разуме», не существующие вне мышления, но связанные с описанием реального бытия. Размышляя о сущем в традиционных понятиях (формальное и объективное понятия сущего, сущее как имя и сущее как причастие, актуальное и потенциальное сущее), С. фактически подводил черту под средневековыми спорами о характере различия между сущностью и существованием, о принципе индивидуации и др. В учении о познании, отталкиваясь от аристотелевского трактата «О душе», С. рассматривал природу, свойства, способности и операции разумной души, показывая единство рационального и чувственного познания. Метафизика и теория познания С. оказали воздействие на схоластику 17 в. как католическую, по преимуществу иезуитскую, так и на немецкую протестантскую, а также – опосредованно – на православную традицию через Киево-Могилянскую коллегию. Можно определенно говорить о воздействии С. на философию Рене Декарта, Готфрида Вильгельма фон Лейбница, Христиана Вольфа, др. новоевропейских мыслителей; о влиянии С. на свои учения упоминают Артур Шопенгауэр, Франц Брентано; Мартин Хайдеггер и Хавьер Субири считают С. «каналом» или «шарниром», соединяющим схоластику и современную философию. Соч.: Opera Omnia. P., 1856–78. Vol. I–XXVIII; Disputationes metaphysicae. Hildesheim, 1965. Vol. 1–2; Disputaciones metafísicas. Madrid, 1960–66. Vol. 1–7; Tratado de las leyes y de Dios legislador. Madrid, 1967. Vol. 1–6; Defensa de la fe catόlica y apόstolica contra los errorers del anglicanismo. Madrid, 1970–71; Метафизические рассуждения (рассуждения I–V) / Пер. Г. В. Вдовиной. М., 2007; О душе. Рассуждение IX. (фрагмент) / Пер. Д. В. Шмонина // Вестник Русской христианской гуманитарной академии 2007. Т. 8 Вып. 1. Лит.: Fichter J. H. Man of Spain. Francis Suarez. N. Y., 1940; Arboleya E. G. Franсisco Suárez, su situación espiritual, vida y obra. Madrid, 1946; Mugica P. Bibliografía suareciana. Granada, 1948; Pereña Vicente L. Teoría de la guerra en Francisco Suárez. Madrid, 1954; Doyle J. P. Suárez on the Analogy of Being. Part 1–2 // The Modern Schoolman. 1969. Vol. XLVI; Courtine J.-F. Suárez et le système de la métaphysique. P., 1990; Rinaldi T. Francisco Suárez: cognitio singularis materialis. De anima. Bari, 1998; Gracia J. Francisco Suárez: The Man in History // American Catholic Philosophical Quarterly. 1991. Vol. 65; Noreña C. Suárez and Jesuits // American Catholic Philosophical Quarterly. 1991. Vol 65. № 3; Ashworth E. J. Suárez on the Analogy of Being: Some historical Background // Vivarium. 1995. Vol. 33; Шмонин Д. В. Фокус метафизики. Порядок бытия и опыт познания в философии Франсиско Суареса. СПб., 2002; Его же. В тени Ренессанса. Вторая схоластика в Испании. СПб., 2006; Вдовина Г. В. «Метафизические рассуждения» Франсиско Суареса // Вопросы философии. 2003. № 10; Ее же. Франсиско Суарес о метафизике и метафизическом познании // Историко-философский ежегодник. 2004. М., 2005; Ее же. Франсиско Суарес об analogia entis: проблема аналогии сущего в схоластике XVI в. // Точки/Puncta 2006. Вып. 1–2. Теги: католицизм, средневековая философия Дисциплина: Философия / Религиоведение Авторы: Шмонин Д. В. |