КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Никита Стифат

Никита Стифат (ок. 1005 — ок. 1090 гг.) — византийский религиозный мыслитель, ярчайший представитель «монашеского» богословия XI века, издатель трудов Симеона Нового Богослова, участник событий «Великой схизмы» 1054 года.

Н. С. родился предположительно между 1000 и 1005 годами н.э. В 14 лет поступил в Студийский монастырь, успев к этому возрасту получить приличное светское образование, и несколько позже был рукоположен. Н.С. стал самым близким учеником Симеона Нового Богослова: именно ему в одном из писем от 1019 года преподобный Симеон завещал издать свои сочинения. Вскоре после кончины святого в 1022 году Н.С., как сторонник опального мистика, был изгнан из Студийского монастыря и в течение 13 лет пребывал вне стен обители (где — неизвестно). В 1035 году Н.С., по его словам, сподобился посещения Святого Духа и посмертного явления духовного отца, который напомнил ему о своем завещании. Н.С. составил пространное житие преподобного Симеона, службу ему, отредактировал и издал его сочинения: особенно чувствуется рука Н.С. в «Гимнах», в которых он выправил размер, для которых написал предисловие и комментарии. Н.С. стал активным проповедником идей учителя. Благодаря его усилиям и при поддержке патриарха Михаила Кируллария (возможно, Н.С. и его ближайший ученик Иоанн были какое-то время приближенными патриарха) в 1052 году состоялось перенесение мощей преподобного Симеона в Константинополь. Несколько ранее коло 1043 года Н.С. выступил с обличением незаконного сожительства императора Константина IX Мономаха и его фаворитки Марии Склирены. За этот поступок он и получил прозвище Stethatos («мужественный»).

Зимой 1053/1054 годов Н.С. вступил в полемику с папскими легатами, составив трактат «Диалексис к франкам» с опровержением учения об опресноках. На этот текст папский легат кардинал Гумберт, епископ Сильвы-Кандиды, отреагировал сочинением, выдержанным в очень резких тонах. В июне 1054 года Н.С. составил новый антилатинский трактат об исхождении Святого Духа. Литературная полемика была прервана повелением императора провести очный богословский диспут между Гумбертом и Н.С. Если верить единственному источнику, сообщающему об этом событии, «Краткому и сжатому упоминанию» Гумберта, Н.С. анафематствовал все свои взгляды, публично сжег антилатинские сочинения и восстановил общение с посланниками Рима. Даже если источник излагает события не очень точно (понятно, что в официальном отчете Гумберт стремился максимально приукрасить результаты посольства), скорее всего, Н.С. пошел на компромисс под давлением императора и «политической необходимости».

После 1075 года Н.С. стал игуменом Студийского монастыря. Скончался не позже 1092 года. Благодаря тому, что в XVIII веке сочинения Н.С. были включены в «Добротолюбие», сложилась традиция именования его «преподобным». В XIX веке он был включен в греческие святцы.

Н.С. принадлежит три агиографических сочинения: «Житие и подвижничество иже во святых отца нашего Симеона Нового Богослова, пресвитера монастыря святого Маманта Ксерокерка», вступление к «Гимнам» Симеона, а также трактат «Против обвинителей святых». Полемические сочинения: «Диалексис к франкам», «К римлянам об опресноках, и посте в субботы, и браке священников», «Синфесис против латинян об исхождении Святого Духа», «Об опресноках против армян и латинян», «Четыре слова против ереси армян», «Слово против иудеев и обличение их изначального непослушания и неверия». Аскетические: «Слово в вопросах и ответах», «Главы деятельные, естественные и умозрительные в трех сотницах». Богословско-спекулятивные трактаты: «Слово о душе», «Созерцание рая», «О небесной и церковной иерархии», «О пределах жизни», «Каково новое небо?», «Исповедание веры», а также письма. Н.С. принадлежат несколько канонических посланий и сочинения на литургические темы: «О поясе студийских диаконов», «О приветствии с помощью рук», «О "соблаговолил аллилуйя восхождений"».

В своем богословии Н.С., с одной стороны, стремился вернуться к богословской норме VII-VIII веков, связь с которой в XI веке была во многом утрачена. Возможно, благодаря ему в круг чтения византийцев вновь были введены сочинения Максима Исповедника. С другой стороны, Н.С. был мистиком и в своих трудах опирался на традицию Симеона Благоговейного и Симеона Нового Богослова.

Н.С. традиционно разделяет все мироздание на умопостигаемый и чувственный миры, причем второй является образом первого. Человек – существо, которое изначально содержит в себе единство двух миров, но должен дать этому единству новое качество за счет приобщения Святому Духу и приобретения новых качеств: смиренномудрия, чистоты, бесстрастия и непрестанной молитвы. Человек, считает Н.С., должен познать самого себя, познать в себе образ Троицы, каковым является триада ума, души и слова. При этом природа человека («то, что по образу») непознаваема и представляет собой «самоипостасное, единосущность, нераздельность и неразлучность» трех указанных элементов. Грехопадение состояло в нарушении баланса между разумной и неразумной (она, в свою очередь, разделяется на гневную и желательную составляющие) частями души. Перевес неразумной части породил многообразие страстей. Задача подвижника - восстановить единство души под властью разума.

Н.С. разрабатывает оригинальное учение о рае – о различных модусах бытия человеческой души в отношении к миру. Н.С. пишет, что первый рай был чувственным, и он был разрушен грехопадением, второй – также является чувственным, это наш видимый мир, и третий рай – умопостигаемый, который сейчас находится только в наших душах, но после конца времен станет всеохватной реальностью. До и после грехопадения чувственный рай противостоит духовному в качестве внешней реальности, с той только разницей, однако в новом мире, противоречие между умопостигаемым и чувственным будет снято.

Начатком и основой восстановления человеческой природы (как ее понимает Н.С.) является Боговоплощение: Бог Слово соединился с разумной, с гневной и желательной частями души, «переориентировав» каждую из них на постижение Бога.

Причастие Христу, по мнению Н.С., происходит через причастие Его «живой и обоженной Плоти», а также крови, которые были подвержены тлению, но не увидели тления, потому что их животворил Святой Дух. На этом основании Н.С. осуждал латинскую практику причастия только опресноками, в которых «нет никакой живительной силы, ибо они мертвы». Православные, говорит Н.С., пьют «теплую, как из ребра Господа… чашу, потому что из живой и теплейшей плоти Христа духом Он источил кровь и воду, что не может произойти у тех, кто ест опресноки». Смысл Евхаристии в том, чтобы через смешение нашей плоти и крови с плотью и кровью Христа стать по положению тем, чем Он является по природе.

Мистическое восхождение Н.С. описывает как многоступенчатый процесс, который начинается с борьбы со страстями и завершается экстазом, богопознанием, созерцанием божественного света и созерцанием Самого Бога (судя по всему, Н.С. различает две последние ступени). Любопытно, что он воспроизводит учение Максима Исповедника о приснодвижном покое, о бесконечном приближении праведника ко Христу.

Учение об иерархии Н.С. двойственно. С одной стороны, он стремится установить четкое соответствие между различными чинами ангельской иерархии и соответствующими чинами иерархии церковной, показывая что вторая – отражение первой. С другой стороны, он полагает, что подлинный подвижник одаряется славой епископского достоинства вне всяких формальных процедур: он является «епископом перед Богом», который по достоинству превосходит того, кто получил хиротонию от людей. Это противоречие будет снято после конца мира, когда человеческие умы соединятся с ангельскими в вечном служении Богу, сохраняя свою подлинную иерархическую структуру.

Издания: Nicétas Stéthatos, Un grand mystique byzantin : Vie de Syméon le Nouveau Théologien (949-1022), introduction, texte grec et notes par Irénée Hausherr, traduction française en collaboration avec Gabriel Horn, Pontificium Institutum Orientalium Studiorum, Rome, 1928; Nicétas Stéthatos, Le paradis spirituel et autres textes annexes, textes grecs, traduction française et commentaire par Marie Chalendard (SC 8), Éditions du Cerf, Paris, 1944; Christou P. K., Sakkou S., Mandzaridis G., Νικήτα Στηθάτου Μυστικά Συγγράμματα, Thessalonique, 1957; Nicétas Stéthatos, Opuscules et lettres, introduction, texte critique, traduction française et notes par J. Darrouzès, (SC 81), Éditions du Cerf, Paris, 1961; Philocalia, PG 120, col. 852-1005; Nicétas Stéthatos, Trois centuries, pratique, physique, gnostique, introduction et traduction française par J. Touraille, Abbaye de Bellefontaine, Bégrolles-en-Mauges, 1982; Will C. (éd.), Acta et scripta quæ de controversiis Ecclesiæ Græcæ et Latinæ sæculo undecimo composita extant, Leipzig et Marbourg, 1861, p. 127-136; Michel A. (éd.), Humbert und Kerullarios, Quellen und Studien zum Schisma des XI. Jahrhunderts, vol. 2, Paderborn 1930, p. 322-342; Шленов Д., Рапава М.А., Преп. Никита Стифат. Первое обличительное слово против армян, Bogoslovskii Vestnik 7 (2008) 39-104.

Исследования: Grondijs L. H., Der Heilige Geist in den Schriften des Niketas Stethatos // Byzantiniche Zeitschrift 51 (1958) 329–354; Кривошеин В. Преп. Симеон Новый Богослов и Никита Стифат // Вестник Русского Западно-Европейского патриаршего Экзархата 38-39 (1961) 41–47; Tsamis D. G. ἡ τελείωσις τοῦ ἀνθρώπου κατὰ Νικήταν τὸν Στηθᾶτον, Thessaloniki, 1971; Rossum J. van., Reflections on Byzantine ecclesiology: Nicetas Stethatos ’On the Hierarchy’ // Saint Vladimir’s Theological Quaterly 25.2 (1981) 75–83; Golitzin A., Hierarchy versus anarchy? Dionysius Areopagite, Simeon the New Theologian, Nicetas Stethatos, and their common roots in ascetical tradition in Saint Vladimir Theological Quaterly 38.2 (1994) 131–179; Шленов Д. Преподобный Никита Стифат и его богословские сочинения. Автореф. Дисс. Сергиев Посад. 1998; Golitzin A., "Earthly angels and heavenly men" : the Old Testament Pseudepigrapha, Niketas Stethatos, and the tradition of "interiorized apocalyptic" in eastern Christian ascetical and mystical literature, Dumbarton Oaks Papers 55 (2001) 125-153; Lauritzen F., Psello discepolo di Stetato // Byzantinische Zeitschrift 101 (2008) 715-725; Hinterberger M., Niketas Stethatos der "Beherzte"? // Byzantinische Zeitschrift 103 (2010) 49-54; Lauritzen F., Areopagitica in Stethatos: a chronology of an interest in Vizantijskij Vremennik 73 (2014).

Тимур Щукин


Теги:  православие, Византия, средневековая философия
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы:  Щукин Т. А.