|
Произведения «Константинов дар»«КОНСТАНТИНОВ ДАР» (лат. «Donatio Constantini») — средневековый документ, приписанный императору Константину I Великому (306—337), который, согласно этому документу, перенося столицу на Восток, якобы передал во владение римскому епископу Сильвестру I (314—335) «Рим, а также все провинции, местности, города Италии и западных областей», предоставил ему права верховного судьи духовенства и власть над восточными патриархами, включая Константинопольского. Римская Церковь стремилась прежде всего к независимости от притеснений со стороны государства, а значит от римского, т. е. восточноримского императора. Этот мотив отражен в легенде о св. Сильвестре, т. е. откровенно вымышленном рассказе о том, как папа Сильвестр I крестил Константина Великого и тем избавил его от проказы; в благодарность император якобы щедро одарил верховного епископа (упоминается, например, Латеранский дворец). Эта легенда легла в основу поддельного документа – «Константинова дара». К сожалению, время и место его возникновения невозможно достоверно установить. Наряду с тенденциями, характерными для римского папства, в нем также имеются черты, позволяющие говорить и о франкском влиянии. Вопрос о дате и месте создания «Константинова дара » до конца не ясен: по одной версии, он был составлен в Риме в середине 8 в. , когда при папах Стефане III и Павле I усилился культ Сильвестра I; по другим — в 8-9 вв. во франкских монастырях для обоснования папского верховенства и законности созданного в 756 г. Папского государства. Документ составлен как грамота, данная императором епископу Сильвестру и его преемникам «до скончания века сего». В благодарность за благодеяния (в том числе крещение), оказанные ему Петром, «Князем Апостолов», через посредство Сильвестра, император в согласии со своей знатью и со всем римским народом желает вручить наместнику (викарию) Сына Божия на земле через императорские власть, достоинство и честь всю полноту власти и таким образом возвысить престол святого Петра над своим собственным императорским троном. В церковном отношении папа должен иметь главенство над четырьмя патриархатами: Антиохийским, Александрийским, Константинопольским и Иерусалимским, а также над всеми Церквями по всей земле: в соответствии с этим храм Спасителя, построенный Константином при своем (Латеранском) дворце, объявляется главой всех церквей мира. Это было конкретизировано следующими дарами: Сильвестр и его преемники получают резиденцию в Латеране; затем они получают знаки императорского достоинства (из которых Сильвестр, однако, желает принять только белый плащ как символ Воскресения Господа); римское духовенство получает звание сенаторов со всеми вытекающими отсюда привилегиями. Из почтительного трепета перед святым Петром, говорится далее, Константин, подобно стремянному, вел под уздцы папского иноходца. Константин помимо Латеранского дворца отдает папе во владение город Рим, провинции Италии и весь Запад. Соответственно «donatio» завершается решением Константина перенести свою резиденцию в Византию, ибо «не подобает земному царю властвовать там, где небесным Царем учреждено было первенство священства и главенство религии христианской». «Константинов дар» около 850 г. был включен в собрание «Лжеисидоровых декреталий» как важнейший его документ. Лжеисидоровы декреталии — сборник церковных документов, наполовину подложных, появившийся в королевстве франков в середине 9 в. с целью обоснования верховной власти папы во вселенской Церкви и его независимости от светской власти. Лжеисидоровы декреталии проводили идею примата власти папы и были положены в основу канонич права РКЦ. В средние века они широко использовались папством в борьбе за верховенство над светскими государями Западной Европы. Неизвестный автор Лжеисидоровых декреталий укрылся под псевдонимом Исидора Меркатора. Он включил в сборник свыше ста посланий, декреталий пап, в том числе «Константинов дар» и другие документы. Еще в 17 в. в кругах РКЦ защищалась подлинность Лжеисидоровых декреталий, но братья Баллерини в своем труде (1757) убедительно доказали их подложный характер. В перковно-политических целях эта подделка использовалась в Х в. лишь изредка, в XI чаще, и начиная с XII в. — повсеместно. Уже Оттон I, а потом со всей категоричностью и Оттон III (в одной из грамот 1001 г.) называли «Константинов дар» фальшивкой. Но лишь в XV в. многие (в том числе Николай Кузанский) стали доказывать подложность документа. Особенно убедительно подложность «Константинова дара» была доказана в 15 в. Лоренцо Валлой. Лоренцо Валла (1407— 1457) — итальянский гуманист эпохи Возрождения. Родился в Риме, преподавал в ун-те Павии. С 1448 г. - апостольский секретарь папы Николая V, каноник церкви св. Иоанна Латеранского (Рим). Перу Валлы принадлежит более 30 книг — философских и исторических трактатов, комментариев к произведениям античных авторов. В одном из своих трактатов Валла доказал подложность т н. «Константинова дара», которым папство обосновывало свои притязания на светскую власть. В 1592 г. католический историк кардинал Цезарь Бароний (1538-1607) впервые признал «порчу текста» «Константинова дара», но продолжал отстаивать подлинность его содержания. Только в 19 в. католические ученые признали бесполезным защищать подлинность «Константинова дара».
Лит-ра.
Павловский Л. Лжеисидоровы декреталии и их значение в истории развития папской системы. Спб. 1861. Павлов. Подложнвя дарственная грамота Константина Великого папе Сильвестру в полном греческом и славянском переводе // Византийский временник, т.Ш, Спб. 1896, С. 23. Шаскольский Критика «Донации Константина» в эпоху гуманизма // Сб.: Карееву Н. И., ученики и товарищи. Спб. 1914. «Дарственная грамота Константина» // Итальянские гуманисты ХУ века о Церкви и религии. М. 1963, С. 334-337. Хоментовская А. И. Лоренцо Валла против «Дара Константина» // Вопросы религии и атеизма. Сб. 12. М. 1964, С. 267-288.
Теги: католицизм, литература и музыка Дисциплина: Религиоведение Авторы: архим. Августин (Никитин) |