КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Произведения

«Матер эт Магистра»

«МАТЕР ЭТ МАГИСТРА» («Мать и наставница») — энциклика папы Иоанна XXIII, изданная 15 мая 1961 в Риме, в период подготовки ко II Ватиканскому собору. Является одной из важнейших социальных энциклик католицизма. В первой части дается характеристика положений социальной доктрины, изложенной в документах Льва XIII, Пия XI и Пия XII. Во второй части развивается учение предшественников Иоанна XXIII. Отмечается возросшая регулятивная роль гос-ва в развитии экономики. Критикуется имеющаяся в нек-рых странах крайняя нищета большинства населения и несметные богатства меньшинства. В интересах общего блага предлагается в масштабе гос-ва провести следующие мероприятия: трудоустроить возможно больше работников, противодействовать образованию привилегированных обществ. групп, в т. ч. среди самих трудящихся, согласовывать зарплату с ценами на товары, сделать блага и услуги культуры доступными для наибольшего количества граждан, ликвидировать или по крайней мере уменьшить диспропорции между отдельными секторами хозяйства, по мере возможности согласовать способ производства с развитием науки и техники, заботиться, чтобы достигнутый уровень благосостояния служил не только нынешнему, но и будущим поколениям. В энциклике подтверждено положение о том, что право частной собственности является естественным правом человека. В энциклике поднимаются вопросы о гуманизации управления предприятиями, о применении такой техники и организационной системы, к-рая не унижала бы достоинства человека, не ослабляла чувства ответственности и инициативы.

В третьей части энциклики «Новые аспекты социального вопроса» рассмотрено соотношение между различными областями экономики, уделено особое внимание сельскому хозяйству; затронуты проблемы помощи для менее развитых регионов отдельных стран, а также развивающимся странам, демографические проблемы, необходимость сотрудничества всех стран. В четвертой части «Относительно общественных отношений в истине, справедливости и любви» Иоанн XXIII возвращается к некоторым общим проблемам катол. доктрины. Сурово осуждается атеизм: «Человек, отлучившийся от Бога, становится страшным для себя и для других. Ибо всякое сосуществование между людьми с необходимостью требует, чтобы человек имел сознательное и подобающее отношение к Богу — источнику всякой истины, справедливости и любви». Отсюда обосновывается необходимость внедрения катол. социальной доктрины, борьбы против компромиссов, наносящих ущерб религии. Тем не менее, в энциклике содержится идея диалога с людьми, придерживающимися др. мировоззрения, необходимости «показать готовность к лояльному сотрудничеству в стремлении добиваться общими усилиями того, что является добром по своей природе или ведет к добру». Др. важная идея — о взаимосвязи между духовным совершенствованием каждого человека и содержанием его земной жизни, о ценности человеческого труда, к-рый облагораживает и возвышает. Эти идеи получили дальнейшее развитие в документах II Ватиканского собора и в работах мн. катол. мыслителей.

 

Лит-ра.

 

Каутский Карл. Католическая Церковь и социал-демократия. Спб. 1906.

Обер Роже. Социальное христианство. М. 1970.

Католицизм и политика. Сб. ст. М. 1983.

Фомиченко В. В. Критика социальной философии современного католицизма. Киев, 1983.

Овсиенко Ф. Г. Критический анализ католической «теологии труда». М. 1984.

Ястребов И. Б. Критика социальной доктрины современного католицизма. М. 1986.

Каплан А. В. Современный католицизм о проблеме социальной справедливости. М. 1987.

Овсиенко Ф. Г. Социально-этическое учение современного католицизма. М. 1987.

Овсиенко Ф. Г. Эволюция социального учения католицизма. М. 1987.

Лобье Патрик. Социальная доктрина Католической Церкви. Брюссель, 1989.

Сто лет социального христианского учения. М. 1991.

Лобье Патрик. Три града: социальное учение христианства. Спб. 2001.

 

 

 


Теги:  католицизм, литература и музыка
Дисциплина:  Религиоведение
Авторы:  архим. Августин (Никитин)